Закон 54 фз старая редакция. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. ФЗ: и какая от него польза бизнесу

Новый порядок применения кассовой техники предполагает поэтапный переход всех предприятий-пользователей ККТ на онлайн-кассы. Закон распространяется на все организации, осуществляющие денежные расчеты на территории РФ. Новые правила распространились на все кассовые аппараты из реестра ККТ с 1 февраля 2017. После этой даты кассу старого образца, то есть без возможности подключения к интернету, регистрировать в налоговой нельзя.

С 31 марта 2017 года все предприятия, имеющие дело с продажей алкоголя в розницу, обязаны использовать онлайн-кассы и фискальные регистраторы для расчётов с покупателями и гостями. Речь идёт о розничных магазинах и предприятиях общественного питания любой формы собственности - ООО или ИП. Это касается в том числе и индивидуальных предпринимателей-плательщиков ЕНВД (Единого налога на вменённый доход), например, точек продаж пива и других слабоалкогольных напитков на розлив.

С 01 июля 2018 владельцы торговых автоматов, которые продают кофе, батончики и подобные товары, будут также обязаны установить в них кассовый модуль для расчётов онлайн.Кроме того, ИП на таких системах налогообложения как «Патент» и ЕНВД, смогут получить налоговый вычет до 18 000 рублей при переходе на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.

Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых работает платёжный терминал для безналичных расчётов со своими покупателями или клиентами.

Ниже пунктов с иконками добавить следующий абзац

Возможность отсрочки на применение онлайн-касс с фискальным накопителем также получили ИП и организации на «Патенте» или ЕНВД. Согласно поправкам в законодательстве, ИП и организации на этих системах налогообложения не имеющие наёмной рабочей силы, предлагающие услуги, а также осуществляющие продажу неподакцизных товаров (кроме сферы общепита) могут пользоваться контрольно-кассовой техникой для ЕНВД до 1 июля 2019 года. После этого они могут доработать своё оборудование Фискальным накопителем на 36 месяцев.
Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых работает платёжный терминал для безналичных расчётов со своими покупателями или клиентами.

БСО или Бланк строгой отчетности

Применение ККТ на предприятиях сферы услуг, как и раньше, не является обязательным. Речь идёт о парикмахерских, ателье по ремонту одежды или обуви, киосков по изготовления ключей, пунктах продажи билетов.
Тем не менее, при оказании платных услуг или продаже, такие организации обязаны выдавать клиентам БСО, то есть бланки строгой отчетности. Выдача БСО покупателям останется обязательной и на следующем этапе вступления 54-ФЗ. Разница лишь в том, что с 1 июля 2018 года для формирования бланков строгой отчетности будет необходима «автоматизированная система для БСО». Предполагается, что такие системы будут иметь много общего с ККТ, а сам бланк строгой отчетности будет похож на обычный кассовый чек. Отметим, что с 15 июля 2016 года бланк строгой отчетности нужно предоставлять и при выполнении работ, например при установке бытовой техники или подъём мебели на этаж.

Изменения, касающиеся ЦТО

Другим важным изменением является изменение роли центров технического обслуживания. Раньше ФНС требовала обязательное наличие договора с ЦТО для всех владельцев контрольно-кассовой техники. Со вступлением 54-ФЗ в силу обслуживание кассы в ЦТО перестаёт быть обязательным для предприятий. Это вовсе не означает, что теперь без ЦТО можно обойтись. Контрольно-кассовое оборудование - это сложные технические устройства, ремонт и обслуживание которых лучше доверить квалифицированным специалистам.

Изменения для плательщиков ЕНВД и ПСН

Помимо новых правил применения самой ККТ, изменились также условия, на которых работают предприятия-налогоплательщики Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и предприятия с патентной системой налогообложения (ПСН). Эти предприятия теперь обязаны по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий факт оплаты. С 1 июля 2018 года плательщики ПСН и ЕНВД также обязаны использовать кассы с регистрацией в налоговой.

54-ФЗ: и какая от него польза бизнесу

До 1 июля 2017 года подавляющее большинство предпринимателей, занятых в розничном бизнесе, должны модернизировать свои кассовые аппараты или приобрести новые – такова суть поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь главное требование к кассовой технике – подключение к интернету и наличие фискальных накопителей, которые будут передавать информацию о всех расчётах в налоговые органы. О том, что изменится для малого бизнеса в ближайшие два года и есть ли для российских предпринимателей хоть какие-то плюсы в новом законе, рассказала эксперт фирмы «1С» Мария Правдина.

В чём суть закона об онлайн-кассах

Как работает онлайн-касса

сайте ФНС.

1С:Касса

  • Важно!

госреестр ККТ

электронный документооборот .

1С-ОФД ».

удостоверяющих центров .

1С-Подпись

руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» - с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).

Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.

К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель - будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.

Шаг пятый – подключить кассу к интернету . Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.

Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания - указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.

Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.

Есть ли в новом законе хоть какие-то плюсы для бизнеса

Несмотря на то, что из-за вступившего в силу нового закона малый бизнес понесёт вполне ощутимые затраты и будет вынужден во многом перестроить свою работу, эта реформа имеет ряд плюсов и преимуществ.

Главную выгоду от нового порядка получат предприниматели, уровень дохода которых зависит не от степени хитрости в отношении неуплаты налогов, а от того, насколько полезный бизнес они создали, насколько его ценят покупатели, насколько хорошо отлажены бизнес-процессы. То есть честный бизнес.

Те, для кого сокрытие выручки было средством повышения эффективности бизнеса – безусловно, сильно пострадают. И чем больше ожиданий возлагалось на уклонение от налогов – тем более сильный удар будет нанесён новым законодательством.

Среди других полезных последствий также можно отметить следующие:

Отсутствие необходимости ходить в ФНС для регистрации, перерегистрации, снятия с учета касс – теперь всё это можно сделать дистанционно на сайте ФНС.

Снижение количества проверок (во всяком случае, это декларируется). Поскольку данные о продажах будут поступать в налоговые органы автоматически, у фискалов отпадёт необходимость проводить массовые проверки с непосредственным выездом сотрудников на места установки касс. Проверки касс и расчётов теперь будут осуществляться в автоматизированном режиме.

Также декларируется, что обслуживать кассовые аппараты можно будет самостоятельно - без привычных недешёвых договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Но на практике пока это не подтверждается. Производители касс стараются сохранить монополию своих специалистов на обслуживание техники, угрожая снятием гарантий.

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» - не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также - уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

Подумайте, целесообразно ли теперь, когда ФНС видит весь ваш товарооборот, содержать «лояльного» специалиста по учёту в штате компании? При повышении нагрузки и ответственности за результат не пора ли передать задачу фискального учёта профессиональным аутсорсерам и тем самым сократить расходы компании?

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система - например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

В чём суть закона об онлайн-кассах

  • С 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения (онлайн-кассы или ККТ с передачей данных).
  • С 1 июля 2018 года применение онлайн-касс станет также обязательным для плательщиков ЕНВД и предпринимателей на патенте.
  • Особенность новых касс в том, что вся информация о платежах будет передаваться через оператора фискальных данных напрямую в налоговую инспекцию.
  • Розничным продавцам будет необходимо обеспечить требуемый состав информации в каждом кассовом чеке – включая наименование товара (услуги) и НДС.
  • Штрафы за ненадлежащее использование контрольно-кассовой техники повышаются до 30 000 рублей, срок давности увеличивается до года.

В числе первых на новые онлайн-кассы должны перейти продавцы любых спиртосодержащих напитков (в том числе пива, сидра, медовухи, пуаре) и те предприниматели, которые осуществляли розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания и ранее не применяли фискальную технику.

Это обусловлено тем, что данная категория розницы оказалась на перекрестке изменений сразу в двух федеральных законах – и 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Несмотря на то, что среди продавцов слабоалкогольной продукции много предпринимателей на ЕНВД и ПСН, и согласно 54-ФЗ они могли перейти на новые ККТ только с июля 2018 года, требования 171-ФЗ обязывают их перейти на онлайн-кассы уже к 1 апреля 2017-го.

Что будет с нарушителями 54-ФЗ

Государство уже предусмотрело довольно суровые меры за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовой техники.

Согласно закону, неприменение ККТ повлечёт изъятие выручки, полученной в обход кассы. Так, должностные лица заплатят штраф в размере половины суммы расчёта, осуществлённого без применения кассового аппарата. Причём, штраф не может быть меньше 10 000 рублей. Сами же магазины могут лишиться вообще практически всей выручки, полученной подобным образом (от 75 до 100% выручки). Размер штрафа для юрлиц начинается с суммы в 30 000 рублей. Такой штраф предполагается за каждый факт нарушения закона.

Повторное нарушение повлечёт дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности магазинов. Дисквалифицировать будут на срок до двух лет, а закрывать торговые объекты – на 3 месяца.

Одновременно закон увеличивает срок давности привлечения к административной ответственности. Новый срок составит один год. Напомним, ранее этот срок исчислялся двумя месяцами. При этом налоговики жаловались, что завершить производство в законный срок зачастую просто невозможно. Теперь же избежать ответственности пойманным на нарушении торговцам станет значительно труднее.

Что произойдёт с кассами, которые не будут заменены : ФНС в письме от 30 декабря 2016 года № ЕД-4-20/25616 предупредило, что в случае, если налоговые органы выявляют кассу, не соответствующую требованиям законодательства, то её снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ - электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев

Обещают, что на рынке будут доступны и накопители с более долгим сроком годности – до 36 месяцев, но на момент написания этой статьи такие на рынке ещё не появились.

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей. При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен

Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник - оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора - 3 000 рублей.

Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.

Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.

Какие данные будут указаны в новых чеках

В чеках, которые будут выдавать онлайн-кассы, содержится намного больше информации, чем было раньше. Теперь туда включаются, в числе прочих, и следующие сведения:

  • информация о системе налогового учёта продавца;
  • признак расчёта (приход, возврат и т.д.);
  • наименование проданных товаров;
  • сумма расчёта с отдельным указанием ставки и размера НДС;
  • форма расчёта (наличные или электронный платёж).

Также на чеке будет размещен QR-код, по которому покупатели смогут с помощью специального мобильного приложения найти свой чек на сайте ФНС.

Большинство данных касса получает из программы, в которой компания ведет товарный учёт. Если такого учёта раньше не было, а в чеках пробивалась только общая сумма покупки – необходимо такой учёт организовать и обеспечить выгрузку нужных данных в кассу.

Для этого между кассовым аппаратом и программой учёта (например, «1С:БизнесСтарт») организуется синхронизация данных: из программы в кассу передаётся номенклатура, актуальные розничные цены, данные о скидках, а обратно загружается отчёт о продажах. Это называется интеграция кассы с программой.

Такое торговое приложение может быть размещено на компьютере или в «облаке» - в онлайн-сервисе, доступном пользователю через интернет.

Есть тип касс, которые могут работать автономно, без подключения к компьютеру. Обычно их используют небольшие торговые точки, курьеры, пункты разъездной торговли и т.д. У них есть одно неудобство - если товаров довольно много, то забить их в такую кассу и регулярно менять их цены затруднительно.

Для них теперь разработаны специальные «облачные» программы, которые помогают загрузить номенклатуру, быстро обновлять розничные цены после переоценки, печатать этикетки и ценники. Например, новая облачная программа «1С:Касса », с платой за доступ в 200 рублей в месяц, как раз предназначена для того, чтобы организовать удобную работу с такими аппаратами.

По новому закону, кроме бумажного чека покупатель может получить и электронный – достаточно попросить продавца отправить чек по e-mail или SMS со ссылкой на чек на сайте ФНС. Кассы отправлять SMS и электронные письма пока не умеют, и обычно эта задача поручается или торговой программе, или ОФД. Кстати, в решениях «1С» такие возможности уже реализованы.

  • Важно! И бумажный, и электронный чеки имеют одинаковую юридическую силу – то есть по любому из них можно вернуть товар в магазин или подтвердить понесённые расходы (например, оплату лечения для налогового вычета или компенсацию расходов в командировке). То есть при наличии электронного чека можно не опасаться потерять бумажный.

Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом

Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:

Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.

Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат . Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ . Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно и на сайтах производителей касс.

Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя электронный документооборот .

Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «1С-ОФД ».

Шаг четвёртый - поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров .

Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).

Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись »). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован вчера вечером на официальном интернет-портале правовой информации.

Этим законом внесены значительные поправки в правила применения ККТ. Изменено даже название закона - теперь он называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Наличные расчеты больше в названии не упоминаются, поскольку ККТ придется применять и при некоторых безналичных расчетах.

Некоторые определения в законе 54-ФЗ переписаны, в частности определение расчетов. Теперь там четко указано, что расчеты это «прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...». Таким образом, законодатель прямо дал ответ на вопрос, надо ли применять ККТ при всех безналичных расчетах, поступающих от физических лиц (при безналичных расчетов между организациями/ИП ККТ применять не надо).

Однако по некоторым безналичным расчетам установлена отсрочка по обязанности применять ККТ.

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа ), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
К сожалению, выделенные в цитате слова уже вызвали бурные споры у бухгалтеров, поскольку в законе 54-ФЗ нет определения что такое «электронное средство платежа», а формулировки из закона «О национальной платежной системе» приводят к неутешительным выводам — практически все платежи физлиц теперь являются ЭСП. Исключением является разве что оплата по квитанции через операциониста в банке. Но выяснить, каким образом физлицо произвело оплату, бухгалтеру не так просто, ведь из выписки банка это не видно.

При наличных расчетах между оргазациями (ИП) необходимо будет указывать в чеках новые реквизиты. Об этом мы уже писали в материале . Но такая обязанность появится только с 1 июля 2019 года.

Из положительных поправок стоит отметить конкретизацию условий применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке. Так, установлено, что кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но до момента передачи товара.

Перечислим еще несколько важных поправок:

  1. При реализации товара через торговый автомат можно будет не печатать кассовый чек и применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов.
  2. ККТ на территории военных объектов можно использовать в оффлайн-режиме.
  3. Изменен список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ. Добавлена торговля водой и молоком в розлив, услуги библиотек, платные парковки.
  4. Страховые агенты, не являющиеся организациями или ИП, не должны будут пробивать кассовые чеки при заключении договоров со страхователями. ККТ должен будет применять страховщик, после получения от страхового агента денежных средств. При этом кассовый чек будет направляться застрахованному лицу в электронной форме.
  5. Прописан порядок действий пользователя ККТ в случае поломки фискального накопителя.
  6. В законе появился термин «бенефициарный владелец». Впрочем, касается он только операторов фискальных данных, поскольку организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых есть иностранные лица, теперь запрещено быть такими операторами.
Новый закон вступает в силу со дня опубликования (3 июля), за исключением некоторых статей.

Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки к закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь бизнес обязан перейти на онлайн-кассы, все данные о расчетах с покупателями будут передаваться через интернет.

Основные изменения в законе

Схема работы торговых организаций с налоговыми органами

Данные с каждого чека должны передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Появляются операторы фискальных данных, через которые информация с чеков и будет отправляться в налоговую.

Оператор фискальных данных (ОФД) - уполномоченное юридическое лицо, обладающее сертифицированными техническими средствами для обработки, хранения и передачи фискальных данных, поступающих с контрольно-кассовой техники.

ОФД играют роль посредников между пользователями ККТ и ФНС. Передают электронные чеки в ФНС, обеспечивают этой службе онлайн-доступ к фискальным данным, хранят их не менее пяти лет и защищают от попыток что-то в них изменить. Все данные передаются в зашифрованном виде и подписываются фискальным признаком - уникальной подписью чека. После передачи данных и получения подтверждения о передаче, ответственность за некорректируемость и сохранность данных ложится на ОФД.

Предполагается, что каждая торговая точка должна быть оснащена интернетом. На случай возникновения проблем со связью ККТ хранит у себя все непереданные данные по чекам и возобновляет передачу, как только связь восстанавливается. Если за 30 дней касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с её помощью будет невозможно.

Владелец ККТ обязан заключить договор на обработку данных с ОФД.

Использование ККТ нового типа

Кассовые аппараты вместо ЭКЛЗ будут содержать фискальный накопитель (ФН). ФН будут сохранять и передавать данные о каждой продаже оператору фискальных данных, а также иметь возможность высылать чеки покупателям. ФН обеспечивает хранение в некорректируемом виде информации о каждой транзакции, включая состав чека, об открытии и закрытии смен, о передаче фискальных документов в ОФД.

Фискальный накопитель (ФН) - это полный аналог нынешней ЭКЛЗ, назначение которого - зашифровывать информацию с чеков. Организации, применяющие ККТ, должны будут менять фискальные накопители раз в 13 месяцев, а компании на патенте, ЕНВД и УСН - раз в три года.
Использовать старую контрольно-кассовую технику можно до июля 2017, но зарегистрировать или перерегистрировать её необходимо до февраля 2017 года.

Удалённая регистрация ККТ в ФНС

Для того чтобы поставить на учет кассовый аппарат с передачей данных в налоговую, предприниматель должен зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку на проведение фискализации кассы и подписать эту заявку своей электронной подписью. Получив эти данные, налоговая служба отправляет налогоплательщику регистрационный номер, а в аппарат вносятся данные по фискализации.

Формирование кассового чека в электронном виде

До 01.02.2017 г. покупателю должен обязательно выдаваться бумажный чек, а его электронная версия — по требованию. После этой даты ситуация меняется на противоположную: обязательной станет отправка покупателю электронной версии чека, бумажной – по требованию.

Исключения

Предпринимателям, работающим на патенте, ЕНВД и УСН, которые пока законодательно освобождены от использования кассовых аппаратов, тоже придется передавать данные с каждой продажи в налоговую. С 1 июля 2018 года применение ККТ для них станет обязательным.

Данные на чеках

Изменяются требования к кассовым чекам, а также к бланкам строгой отчетности. Количество данных, которые на них должны будут обязательно присутствовать, возрастет.

На кассовом чеке должны присутствовать следующие данные:

  • Номенклатура, количество, цена, стоимость (не касается УСН, систем ЕНВД и патента до 01.02.2021 г.
  • Ставка и размер налога
  • Адреса сайтов ОФД и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением ККТ в интернете, по которым может быть осуществлена проверка факта записи расчета и подлинности фискального признака.

Шаги перехода бизнеса на новые правила:

  1. Модернизировать имеющуюся ККТ или приобрести новую.
  2. Зарегистрировать/перерегистрировать ККТ.
  3. Заключить договор с ОФД.
  4. Начать выдавать и направлять электронные чеки покупателям.
  5. Передавать чеки в ФНС через ОФД.
  6. Заменять фискальный накопитель и расходные материалы (каждые 13 месяцев, а для малого бизнеса (ЕНВД, ПСН, УСН) и услуг - каждые три года).

Этапы введения новых правил

Июль 2016 Переход на новый порядок (добровольно), передача данных в ОФД – по желанию.
Февраль 2017 Обязательная передача данных через ОФД для вновь регистрируемой ККТ. Вся вновь регистрируемая ККТ должна соответствовать новым требованиям.
Июль 2017 Отмена положений старого порядка применения ККТ для всех участников рынка, кроме ЕНВД, УСН и ПНС.
Июль 2018 Переход на новый порядок применения ККТ предпринимателей, работающих по ЕНВД, УСН, ПНС и владельцев торговых автоматов.

Поддержка 54-ФЗ в «Базар-онлайн»

«Базар-онлайн» в полном объеме реализует требования 54-ФЗ: содержит необходимый функционал для выполнения требования закона, поддерживает работу с новым оборудованием и Операторами Фискальных Данных. Вы можете приобрести у нас оборудование для работы по 54-ФЗ, а мы поможем Вам заключить договор, подключиться к ОФД и выполнить все настройки «под ключ». Прайс-лист на оборудование

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 104, 10.06.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ);
Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ (Российская газета, N 166, 29.07.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

Платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ);

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. *2.1.1)

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. *2.2)

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

Наименование документа;

Порядковый номер документа, дату его выдачи;

Наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
(Пункт дополнительно включен с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ)

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники (абзац дополнительно включен с 1 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ).

4. Положения пунктов 2, 2_1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ); дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. *3.1)

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации. *3.2)

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. *4.1)

При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна (абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна (абзац дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

Иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

Обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

Эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

Передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

Иметь паспорт установленного образца.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

Использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

Осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

Предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

Применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;

Выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

Обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;


(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

2. Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

Ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

Применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

В случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона. *7.1)

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций. *7.2)

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент
Российской Федерации
В.Путин