Причины замены военной службы альтернативной. Альтернативная гражданская служба - порядок прохождения. Заявление на альтернативную службу

На замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
  • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
  • дополнительные отпуска учащимся;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • время, проведенное на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту ее прохождения (указан в предписании военкомата), а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении с нее.
направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

  • не числятся в запасе;
  • имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  • лично подали заявление в военный комиссариат о таком желании;
  • получили решение об этом призывной комиссии военкомата.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, влечет

Альтернативная гражданская служба

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской – принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:

  • призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
  • призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
  • призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Законом АГС определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в запас. Строго по тексту закона (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), на АГС не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Реализация права на замену военной службы альтернативной гражданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник, согласно ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», должен лично подать в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Заявление подаётся: до 1 апреля - гражданином, который должен быть призван на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - гражданином, который должен быть призван на военную службу в апреле - июне следующего года. Для ряда категорий граждан установлены специальные сроки подачи заявлений. Так, граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Нарушение требований к срокам подачи заявления (т.е. несвоевременная подача заявления), если буквально толковать содержание закона, лишает гражданина возможности быть направленным на АГС, даже при наличии оснований замены военной службы альтернативной гражданской. Думается, что это не вполне конституционно. Препятствующее прохождению военной службы убеждение (пацифистское, религиозное, иное) может возникнуть в любое время, в т.ч. и в период с момента окончания отведённого на подачу заявления срока до момента вынесения призывной комиссией решения в отношении гражданина. Не предоставить гражданину, имеющему препятствующие прохождению военной службы убеждения, возможности быть направленным на АГС – значит, лишить его конституционного права. Близкую по смыслу позицию занял Конституционный Суд РФ. Определением Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 447-О было установлено, что ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом. Иными словами, Конституционный суд указал на возможность восстановления пропущенных по уважительным причинам сроков, не подвергая сомнению конституционность их установления.

В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассматривается в присутствии гражданина, его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализа представленных призывником документов и иных материалов, призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Основаниями отказа закон называет:

  1. нарушение срока или порядка подачи заявления;
  2. несоответствие характеризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
  3. указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо ложных сведений;
  4. двукратную неявку на заседание призывной комиссии без уважительных причин;
  5. уклонение от прохождения АГС в прошлом.

Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на АГС. Гражданин, которому отказано в замене военной службы, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

По мнению автора, проведение в отношении одного призывника двух заседаний призывной комиссии – до и после медицинского освидетельствования – очевидное излишество. Призывная комиссия могла бы совместить признание за гражданином права на замену военной службы альтернативной и вынесение решения о направлении на АГС. Но, тем не менее, решение о направлении гражданина на АГС принимается призывной комиссией по результатам заключения призывной же комиссии и медицинского освидетельствования.

Заключение и решение призывной комиссии, препятствующие направлению на АГС, могут быть обжалованы как в вышестоящую призывную комиссию, так и в суд.

Гражданина, в отношении которого вынесено решение о направлении на АГС, к месту прохождения службы направляет военный комиссариат. Гражданин получает предписание для убытия к месту прохождения АГС и обязан явиться к месту прохождения АГС в указанные в предписании сроки.

Срок АГС в 1,75 раза превышает срок прохождения военной службы по призыву. Таким образом, он составляет для граждан, направленных для её прохождения после 1 января 2008 года, 21 месяц.

В связи с увеличением с 2008 года сроков проведения весеннего призыва до 15 июля, указанное требование должно относиться к гражданам, подлежащим призыву в период с 1 апреля по 15 июля.

У МЕНЯ ИМЕЮТСЯ УБЕЖДЕНИЯ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ НЕСЕНИЮ ВОЕННОЙСЛУЖБЫ…

Обычно именно такую фразу пишут молодые люди в заявлении на альтернативную гражданскую службу (АГС) . И это правильно, потому что именно это гарантирует в Конституции право на АГС.
А вот дальше, пытаясь раскрыть эти убеждения, многие, несколько теряются. Что писать в заявлении и что говорить на призывной комиссии – решайте сами, а я в очередной раз попытаюсь описать свои убеждения и сразу же отвечу на возражения апологетов военной службы от военкомата и призывной комиссии, которые я предвижу. Может кому-то из отказчиков от военной службы это поможет.
Я не люблю армию.
Недавно читала забавное решение суда, отказавшего удовлетворить требования молодого человека отменить решение призывной комиссии об отказе в замене ему военной службы альтернативной гражданской. Так вот судья, аргументируя свое решение в пользу призывной комиссии, написал в судебном решении, что заявитель не привел никаких доводов о том, что у него имеются убеждения, которым противоречит несение военной службы, а что у него есть только отрицательное отношение к армии, а это не убеждения.
А если я действительно считаю, что армия – г – вно. Вот такое у меня убеждение, что армия – это очень плохо. Бессмысленно и плохо. Не потому, что там плохие условия. Да будь там хоть условия пятизвездочного отеля, от этого армия не перестает для меня быть мерзостью.
Недавно наткнулась на реплику Бориса Гребенщикова, которая очень точно, - несмотря на то, что это сказано было в 1994 г, - отражает мое представление об армии:
«- Почему вы не служили в армии, ведь это тоже хорошая школа жизни?
- Я понимал, что это будут два года промывания мозгов и жизни среди людей, которые мне совершенно не интересны, которые к тому же, может быть, еще и искалечат меня. К тому же армия учит мужчин сбиваться в стаи и оборонять свою мужскую честь, относясь к женщинам свысока. Если у кого-то возникает желание пройти суровую школу¦ жизни, пусть он пойдет санитаром в больницу, что гораздо важнее, чем воевать с кем-то. Помимо всего, он научится там еще и милосердию, чему армия не учит».
https://www.facebook.com/grebenshikov/photos/a.182169779199.126789.37256369199/10153015901044200/?type=1
И если исходить из определения понятия «убеждения» как «стойкое последовательное мнение о чем-либо», и выстроить синонимический ряд: «убеждения – мнение – точка зрения – взгляд на что-либо – отношение», то очевидно, что то, что человек плохо относится к армии не противоречит, а лишь свидетельствует, что у него есть внутренние убеждения против армии.
Фарисеи от военкомата и призывной комиссии.
Нынешние защитники призыва и военной службы от военкомата фарисействуют и лицемерят, когда говорят, что вот мол, «если бы Вы были последователем учения Льва Толстого, то мы бы могли сказать, что у Вас есть убеждения, которым противоречит несение военной службы».
На самом деле они вздрогнут, если Вы без кавычек и ссылок на автора произнесете фразы, которыми Толстой характеризовал армию в своих поздних работах. (Что армия – дисциплинированных убийц, что солдатство есть крайняя степень покорности). А многие тексты Льва Николаевича вообще бы оценили как экстремистские в силу их антигосударственной направленности. Ежели бы Вы сказали, что цитируете графа Толстого, то тут же вспомнили бы про его боевой опыт, как будто это что-то меняет: опыт то и был до создания этих текстов. Да и большинство самых сильных антимилитаристских книг написано теми, кто прошел войну.

Вопрос не в этом. Просто люди, которые сидят в призывной комиссии легко готовы признать право на такие убеждения за теми, кто уже мертв. А вот за теми, кто не в бронзе, а жив и молод, они этого права на отказ от военной службы признавать не хотят, ибо этот разговор уже касается их напрямую. И так было всегда, в том числе во времена Толстого, когда люди с таким же «военкоматовским» мышлением, довели до смерти современника Толстого, отказчика от военной службы учителя Дрожжина. Нам не надо их признание наших взглядов, нам не надо их убеждать. Нам надо заявить открыто о своих убеждениях и следовать им.
Мои убеждения.
Военная служба – это унизительная бессмысленность.
Многие думают, что убеждения против военной службы – это отказ от оправдания войны и насилия. Да, это так.
Но в современных реалиях, когда призывники последние годы в военных операциях не принимают участия, хотя гипотетически такая возможность не исключается с юридической точки зрения, но все таки последний раз военнослужащие по призыву участвовали в военных действиях на территории Грузии в 2008 г.,- так вот, сегодня, не эта сторона становится самой главной в аргументах против военной службы.
Наиболее актуальным сегодня является убеждение в бессмысленности военной службы, бессмысленности похода в армию. Унизительно, когда тебя заставляют делать вещи, смысла которых ты не понимаешь. Я не понимаю смысла военной службы. Никакое прочтение уставов и законов не делает мне понятным, в чем заключается смысл военной службы. Абстрактные фразы про защиту отечества, несмотря на то, что должны по замыслу их сочинителя внушать священный трепет, ничего кроме непонимания и встречных вопросов не вызывают.
Вопросы «от кого защита? Кто нападает? Откуда Вы решили, что нападают? Защита происходит в тот момент, когда человек проходит военную службу по призыву? Каким образом и от кого? А если не в этот момент, то в какой? В будущем? Почему надо учиться держать автомат в руках? Мне отвечают: «на всякий случай, если что». Ответ, который не проясняет, а делает еще более таинственным, почему нужно служить в армии. Ответ «так написано в законе» не удовлетворяет мое любопытство, потому что в законах можно написать, что делая три раза «ку» человек отдает сявщенный долг, но от этого смысла не прибавляется.
Тут наступает время для сакраментального вопроса апологетов военной службы.
«Что ж, по-твоему, армия совсем не нужна?»
Им кажется, что они знают ответ на этот вопрос. Они то считают, что армия нужна, иначе нас все завоюют, потому что если у всех есть армия, а у нас не будет, то ужас -ужас -ужас. На вопрос, почему не будет только у нас, почему Вы считаете другие страны хуже нас, они обычно отвечают, что, конечно, если все откажутся от армий, то да, но ведь так не будет, значит, армия нужна.
Вот такие примерно рассуждения у сторонников военной службы.
А я вот не знаю, нужна или нет. Ну нет у меня твердого мнения.
Т.е конечно, с глобальной точки зрения, армии не нужны. Вот строители, геологи, учителя, врачи, спасатели, пожарные, водители, пилоты, пекари – нужны. А армии не нужны. В глобальном смысле.
Потребность в армии – это мнение большинства людей на данный момент. Это точно. Есть ли такая необходимость объективно – сказать трудно. Ведь не проверить экспериментально. Я полагаю, что нет такой потребности. Однако, наверняка есть люди, которые не только считают, что такая потребность есть, но и понимают, в чем смысл военной службы. Переубеждать и отговаривать их от службы в армии занятие неблагодарное и сомнительное. Хотя это их решение вызывает сожаление, особенно, если это нечужие вам люди.
Армия – это как абортарий.
Я абсолютно уверена, что и война, и армия, которая является ее главным инструментом, – это не жизнь, это антижизнь.
Я не могу ответить на вопрос, нужна ли армия сегодня, но я могу задать встречный вопрос: «А почему именно военную службу называют мифическим «долгом родине»?» Я уж не говорю о том, что у детей не может быть долга перед родителями. Все, что родители дали ребенку, они дали не в долг, а просто так, от любви. И человек может это отдать, по большому счету, только своим детям. Мне, честно говоря, кажется, что мифы про долг перед родиной придумали люди, которым не дано было любить своих детей. Уж не знаю, почему: или детей не было, или любить не умели.
Мне не дает покоя вопрос, почему именно обязательная военная служба в обществе воспринимается как некий обряд инициации? Думаю, что одна из причин – что общество еще примитивно, потому что именно для примитивных обществ характерны обряды инициации.
Представьте себе, что в обществе был бы закон, который предписывал бы обязательную работу в абортарии в течении какого-то времени. У Вас вызывает это отвращение? Шок? А Вам тетеньки из комиссии говорят: «А ну-ка докажите, что Вашим убеждениям противоречит работа в абортарии. Вы считаете аборт злом? Ну все считают. А представьте, что будет, если мы закроем абортарии. Ведь будут подпольные аборты, будут случаи детоубийства. Да и ведь всякие обстоятельства бывают». И далее с предыханием: «Вы что, вообще отрицаете необходимость существования абортариев?»
Я, правда, не понимаю, чем военная служба лучше абортариев? И там и там допускается убийство. И там и там, его оправдывают обстоятельствами. Только по-моему, военная служба еще гнуснее, потому что ей еще придумали гордиться. (Теперь, вроде, додумались исключить из медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования именно производство абортов, а военные расходы увеличивают).

Я ненавижу рабство и власть человека над человеком всеми фибрами своей души.
Мое главное убеждение – мне отвратительно рабство, те власть человека над другим человеком. Армия же строится на беспрекословном подчинении командирам. Возможно, для того, кто понимает смысл военной службы, это понятно и он согласен пожертвовать частью своей личной свободы ради дела, которым он занимается. Но мне-то не ясен этот «высокий» смысл.
Многие апологеты военной службы даже аргументируют необходимость военной службы тем, что армия защищает свободу отечества, а дисциплина нужна для того, чтобы армия была эффективной. Возможно. Особенно, если Вы понимаете это. По мне, так это просто казуистика. И дисциплина в армии превратилась в самоцель. Зомбирование. Человек находится в полной власти другого человека. Это отвратительно. Власть человека над человеком - это отвратительно. Это одно из центральных моих убеждений, которые вызывают у меня отвращение от армии.
Наивные идеалисты.
Есть люди, которые искренне полагают, что все это не суть армейской службы, а лишь отдельные ее недостатки. Что вот надо прописать все в уставах, исполнять уставы и тогда все будет здорово в армии.
Ничего более трогательного и беспомощного, чем текст общевойскового Устава я не читала. Это очень инфантильный образ мысли, что надо просто все регламентировать до последней мелочи и тогда, наступит порядок и все будет хорошо.
Подробней об этом читайте: « Всю эту армейскую службу я для себя выключаю наружным рубильником» или комменты к Уставу

На самом деле, это такая попытка бегства от жизни и Свободы – все регламентировать, попытаться исключить любую спонтанность, любое проявление живого. От того, что регламентировать максимально возможное и пояти невозможное, смысла то не прибавляется. Устав – лишь вынужденная попытка минимизировать произвол и насилие в структуре, которая создана именно для применения или демонстрации силы. Поэтому, стремиться к соблюдению порядка, конечно, надо, но следует понимать всю ограниченность. Стремиться, на мой взгляд, надо не соучаствовать в этом институте.
У меня есть убеждение, что недопущение свободы становится центральным моментов в армии, на котором строятся все отношения там. И нечего ответить на недоуменный вопрос защитников военной службы «А как по-другому, это же армия?».
Обиженные военные.
Очень часто, когда сторонники военной службы доходят до признания, что личность в армии подавляется, что нет и тени Свободы, им становится обидно – за себя, за товарищей, с которыми отслужили. И в качестве такой моральной компенсации, они любят выставить тезис: « вот, Вы говорите, что в армии нет Свободы, что человек находится в подчинении другого А разве в гражданской жизни не также?» И я чувствую, как они прямо с облегчением вздыхают. В том то и дело, что в гражданской жизни по-разному. Но они и в гражданской жизни ищут то, что похоже на военную антижизнь. Они оправдывают рабство и им от этого легче. Потому что есть привычка к рабству и очень тяжело от нее избавиться.
Думаю, ответом будет цитата из переведенного Л.Н. Толстым для его «Круга чтения» произведения Ла Боэти «Добровольного рабства»:
«Во всех странах и во всяком воздухе противно рабство и приятна свобода, и потому надо жалеть тех, которые родились с игом на шее. Но надо и извинять таких людей, так как они никогда не видали даже тени свободы и потому не замечают всего зла рабства. Ведь никто не сожалеет о том, чего никогда не имел, и приходит сожаление только после потерянного удовольствия.
Для человека естественно быть свободным и желать быть им, но вместе с тем его природа такова, что он привыкает ко всему.
Итак, мы скажем, что человеку естественны все вещи, к которым он привыкает. Так что первая причина добровольного рабства есть привычка - та привычка, по которой самые лучшие кони сначала грызут свои удила, а потом играют ими, сначала рвутся из-под седла, а под конец как бы с гордостью гарцуют в своей сбруе. Люди говорят, что они всегда были подданными, что их отцы жили таковыми, - думают, что должны переносить неволю, заставляют себя верить в это и на основании давности оправдывают власть тех, которые их тиранят. Но среди таких покорных встречаются и благородные люди, которые, чувствуя тяжесть ига, желают свергнуть его и никогда не привыкают к подчинению. Эти люди, как Улисс, который на море и на земле желал видеть дым своего родного очага, помнят о своих естественных правах и о свободных своих предках; обладая ясным пониманием и проницательным умом, они не довольствуются, подобно грубой толпе, только тем, что у них под ногами, но имеют головы на плечах, - головы, воспитанные образованием и наукой. И эти люди, если бы свобода совсем покинула мир, если бы навсегда была потеряна для людей, все-таки чувствовали бы ее в своем духе и любили бы ее, так как рабство им всегда противно, как бы его ни наряжали».
Все-таки армия – это и есть рабство, как бы ни рядили его в костюмы защиты отечества.
Кстати, об Улиссе (в греческом варианте – Одиссее) ! Вспомнился эпизод из самого знаменитого романа о дезертире – «Прощай, оружие!» Хемингуэя, когда герой Фредерик Генри решается дезертировать: он бросается в реку, и, подобно Одиссею – Улиссу, спасается, уцепившись за бревно. Но о книгах поговорим в другом очерке

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2020 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей - призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе .
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2020 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2020 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2020 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин