Пункты минского соглашения

О чем договорились в Минске по Донбассу. Полный текст документов

В четверг, 12 февраля, в Минске лидеры Украины, России, Франции и Германии Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в ходе 17-часовых переговоров согласовали два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларацию по выполнению Минских соглашений и комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

Первый документ (его полное название - "Декларация президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года" ) опубликован на сайте президента Украины. Лидеры четырех государств не ставили под ним свои подписи. Как сказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, они "заверили его словами".

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены, что нет альтернативы исключительно мирному урегулированию. Они решительно настроены предпринять все возможные индивидуальные и совместные меры с этой целью.

В этом контексте лидеры одобряют комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить свой вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать имплементации этого комплекса мер.

Германия и Франция будут оказывать техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры убеждены, что улучшенное сотрудничество между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию кризиса. С этой целью они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и Россией по энергетическим вопросам, чтобы достичь следующих этапов в дополнение к зимнему газовому пакету.

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией в целях выработки практических вопросов на обеспокоенность России в связи с имплементацией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

Лидеры сохраняют приверженность видению единого гуманитарного и экономического пространства от Атлантического до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидери сохраняют приверженность имплементации Минских договоренностей. С этой целью они соглашаются создать контрольный механизм в Нормандском формате, который будет собираться на регулярной основе, в принципе на уровне старших должностных лиц министерств иностранных дел.

Второй документ - "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" - с подписью участников трехсторонней контактной группы экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров боевиков Александра Захарченко и Игоря Плотницкогопоявился на сайте ОБСЕ.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

Для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (см. примечание. )

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав трехсторонней контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Мы часто слышим как в прессе, так и в обычной жизни про Минские соглашения. Наверно, стоит остановиться на их сути и значении данного соглашения как в мировой политике, так и для жителей Украины, ДНР и ЛНР.

Минские соглашения были подписаны больше 3 лет назад — сначала 5 сентября 2014-го, а затем дополнены 12 февраля 2015 года. Они были разработаны в ходе переговоров Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Петром Порошенко в Минске.

И несмотря на то, что договорённости должны были быть выполненными до конца 2015 года, они тормозятся до сих пор. Кто же их «торпедирует»? Давайте разберёмся (учитывая одно важное обстоятельство — выполнять «Минск» должны с одной стороны — Киев, с другой — Донецк и Луганск, а Россия выступает в этом договоре лишь одним из гарантов соглашений).

Нужно понимать, что Минские соглашения писались, исходя из предположения, что, реализуя их, киевский режим изменится таким образом, что станет приемлемым для населения Донбасса (по примеру Испании и Португалии). Собственно, такое мнение сохраняется и сейчас, в то же время очевидно, что Киев не может и не хочет двигаться в сторону демократизации. И даже формальное исполнение соглашений если и приведёт к перерождению режима, то в сторону его радикализации (что мы и видим в данное время), что будет иметь для Донбасса трагические последствия.

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ — ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ КИЕВА

Киеву выгодно сохранять данную ситуацию, потому что получить обратно 3 миллиона жителей Донбасса, настроенных резко против постмайданной власти и не признающих Украину — большая проблема, с которой неизвестно, что потом делать. Провести зачистку — нереально, можно получить партизанскую войну. И сделать вид, что 1/10 часть страны, живущая по своим законам и не признающая флаги Украины, это так и должно быть — тоже нельзя.

К тому же, часть украинского общества по-прежнему сохраняет воинственный настрой и жаждет победы, для успокоения этой публики Киеву выгодно сохранять линию фронта. Ведь если линия фронта в Донбассе исчезнет, то воинствующие националисты либо пойдут зачищать Донбасс и конфликт разгорится снова, либо внимание националистов переключится на Крым, что Киеву совсем не нужно, потому что способов вернуть полуостров не просматривается.

В общем, для Киева гораздо предпочтительнее сохранять ситуацию в текущем виде, то есть не выполнять Минские соглашения, хотя они утверждены ООН.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

  1. Незамедлительное прекращение огня и отвод всех тяжёлых вооружений обеими сторонами на равные расстояния

Украина: Изначально условия были выполнены. Потом начались обстрелы.

ДНР и ЛНР: Выполнены.

  1. Обеспечить эффективный мониторинг режима прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения со стороны ОБСЕ.

Украина: В целом выполняются.

ДНР и ЛНР: Выполняются.

  1. В первый день после отвода, начать диалог о проведении местных выборов в Донбассе в соответствии с украинским законодательством «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Украина: Не выполнен.

  1. Не позднее 30 дней с даты подписания документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется Особый режим (фактически — дать Донбассу особый статус).

Украина: Не выполнен

ДНР и ЛНР: Невозможно выполнить без Украины.

  1. Обеспечить амнистию, запрещающую преследование лиц в связи с событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Украина: Не выполнен

ДНР и ЛНР: Невозможно без Украины

  1. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех».

ДНР и ЛНР: Невозможно без Украины.

  1. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи.

Украина: Выполняется только на своей территории.

ДНР и ЛНР: Выполняется.

  1. Восстановления социально-экономических связей, включая выплату пенсий, пособий и иных выплат.

Украина: Не выполняется.

ДНР и ЛНР: Выполняется.

  1. Восстановление полного контроля над госграницей со стороны Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования.

Украина: Не выполняется из-за того, что Киев не хочет выполнять предыдущие пункты (об амнистии, особом статусе и местных выборах).

ДНР и ЛНР: Невозможно выполнить, так как Украиной не выполняются предыдущие пункты

  1. Вывод всех иностранных вооружённых формирований и наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ.

Украина: Настаивает на том, что на Донбассе присутствуют войска России.

ДНР и ЛНР: говорят об отсутствии войск России. ОБСЕ тоже их не находит.

  1. Вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции Украины, предполагающей децентрализацию (согласованную с представителями Донецкой и Луганской областей).

Украина: Не выполняется

ДНР и ЛНР: Невозможно, без участия Украины

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ФАРС

Изначально призванные стать надеждой на прекращение бессмысленной братоубийственной войны на Донбассе, Минские соглашения превратились в фарс, так и не став победой ни дипломатии, ни здравого смысла. И если ранее они вселяли в жителей самопровозглашённых Республик веру, то на сегодняшний день упоминание о них у людей вызывает лишь раздражение. Стоит поговорить о том, что уже избито и наболело, ввергает в недоумение, но вместе с тем требует внимания и анализа — хотя бы в ракурсе человеческой морали.

Вначале был «котёл»

Антитеррористическая операция (АТО) в восточных областях Украины, анонсированная и начатая в апреле 2014-го, фактически закончила раскол страны, начавшийся после майданного переворота. А заодно ознаменовала начало бесславного конца армии Украины , которая из призванной стоять на защите народа, в течение нескольких месяцев превратилась в армию убийц и карателей.

Одновременно вооружённые подразделения организовывают украинские националисты и радикалы: эти заранее были натренированы и обучены заокеанскими инструкторами в летних лагерях, поэтому им достаточно было выдать только оружие.

Параллельно этому, в «командировки» на Восток направляются подразделения вчерашних внутренних войск (вошедших в состав нацгвардии), МВД и СБУ. В это же время армейские подразделения уже вовсю обстреливают мирные города Донбасса и… несут прямые боевые потери впоследствии огневых контактов с подразделениями народного ополчения Донбасса.

Ну какое отношение это имеет к Минским соглашениям? Да самое прямое — потому что именно «коктейль» из всех вышеупомянутых подразделений впоследствии окажется в Иловайской мясорубке, послужившей отправной точкой договорённостей.

Нет смысла описывать хронологию последующих боевых действий — об этом достаточно информации как справочного, так и аналитического характера. Достаточно лишь отметить, что за неполные три недели силам ополчения удалось завладеть стратегической инициативой и уничтожить украинскую группировку. Потери были катастрофическими — фактически армия Украины как боеспособная организация прекратила своё существование.

Деморализованные, обескровленные, практически полностью лишившиеся вооружений и техники в ходе продолжительных боёв, подразделения массово сдавались в плен. Закончила в полях под Иловайском свой «славный» путь, начавшийся на Майдане , и большая часть от первоначального личного состава добровольческих батальонов. Именно на их костях и прахе, истлевших в пламени горящего соляра «Иловайского котла», впоследствии сыщут себе славу «полководцев» проходимцы Семенченко (Гришин) и Парасюк.

Причин поражению много, но сводятся они к одной — к скотскому отношению Генштаба к вверенным войскам, вопиющей бездарности и безответственности.

Последствия: телефонный звонок Порошенко президенту России В.В.Путину 3 сентября с просьбой повлиять на ситуацию, обязать Республики прекратить огонь и начать переговорный процесс.

Минск-1: О формализме и принципе последовательности в украинской политике

В ответ на такие «мирные» инициативы Порошенко, более подходящие на вопль о пощаде, было принято решение о выработке мер по деэскалации конфликта, и 5 сентября в Минске, в здании «Президент-отеля» на свет появился «Минский протокол», с момента подписания которого Минские соглашения и ведут свою родословную.

Теперь вкратце о чём он, и кто его подписывал.

Трёхсторонняя контактная группа

От Республик присутствовали их главы — Захарченко и Плотницкий, от России и в качестве гаранта в состав группы входил российский посол в Украине Зурабов, от Украины присутствовал… бывший её президент Леонид Кучма, официально никакого государственного поста не занимающий.

То есть, изначально подход Порошенко к Минским договоренностям можно считать даже не формальным, а наплевательским. Ведь подпись Кучмы под протоколом, «при всём к нему уважении», де-юре равна подписи любого украинского гражданина, будь-то пенсионер (кем Леонид Данилович на тот момент официально и являлся), шахтёр или домохозяйка. И украинская сторона при этом даже не сочла нужным, ну хотя бы для официоза, отправить в Минск, пусть даже второстепенное лицо, из Кабмина или Администрации президента.

Напрашивается вывод, что этим официальный Киев заочно снимал с себя какую-либо ответственность за ненадлежащее выполнение пунктов протокола. И, как оказалось со временем, не зря. Ведь украинской стороной фактически ничего из оговорённого выполнено не было. Огонь не прекращён, отдельные вооружённые формирования не разоружены. Отчасти — по причине неподконтрольности их киевским властям.

На фоне открытого игнорирования украинской стороной взятых обязательств по урегулированию конфликта на Донбассе, практически по всем пунктам протокола Минские договорённости, даже на фоне неоднократных рабочих встреч контактных групп, оказались не более чем фикцией, о чём нами сказано выше.

Доказательство — дальнейшее нагнетание конфликта и обострение вооружённого противостояния, приведшее к очередному «котлу» и, ожидаемо — к очередным Минским соглашениям.

Минск-2: Нормандская четвёрка, развод по-украински

Возобновление активных боевых действий в конце 2014 — начале 2015 годов фактически на всём протяжении линии соприкосновения, очередное масштабное поражение украинской армии в районе города Дебальцево (Донецкая область) с последующим переходом данного населённого пункта под контроль ДНР в феврале 2015 года — всё это привело к необходимости возобновления диалога.

Традиционно встреча проходила в Минске, однако 11 февраля 2015 года, переговоры велись уже в формате так называемой нормандской четвёрки и при участии президентов России, Украины, Германии и Франции, а также отдельных официальных лиц указанных государств, на следующий день к ним присоединились руководители ЛНР и ДНР.

В результате весьма напряжённого переговорного процесса был согласован и подписан комплекс мер по выполнению Минских соглашений, состоящий из тринадцати пунктов, среди которых, помимо аналогичных предыдущим, был предусмотрён дополнительный ряд практических мероприятий (с текстом можно ознакомиться по ссылке — http://www.aif.ru/dontknows/file/1379255).

Новшеством, отличающим Минские соглашения образца 2015-го, было требование к обеим сторонам конфликта отвести (развести) под наблюдением ОБСЕ тяжёлые вооружения и создать нейтральную зону безопасности, в зависимости от калибра вооружений, глубиной от 50-ти до 70-ти километров.

ПОЧЕМУ МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ?

Минские соглашения в том виде, в котором они подписаны, выполнены уж точно не будут.

Украинская сторона с первого дня не очень-то стремилась их выполнять, а чем дальше — тем нарушений больше и больше.

Давайте рассмотрим причины, по которым вероятность выполнения минских соглашений в долгосрочной перспективе стремится к уверенному нулю.

А вдруг не всё так запущено и у соглашений есть хотя бы маленький шанс?

1. Украинская экономика медленно, но верно ползёт к дефолту.

Денег, необходимых для восстановления экономики «мирным путём», никто даже не собирается давать. По самой скромной оценке Украине нужно минимум 50 миллиардов. Европа таких денег не даст. МВФ таких денег тоже не даст. Что делать?

Варианта два — либо расписаться в собственном бессилии и подать в отставку, либо… половину населения отправить на войну, а вторую половину поставить к станкам, выдавая сухой паёк (тем и другим), которым США готовы делиться с Украиной из года в год.

2. Половина Донбасса не нужна никому

Киеву, если даже абстрагироваться от того, что денег на восстановление Донбасса нет, нужен контроль над всей территорией, включая Донецк, Луганск и границу. И никакие компромиссные главы автономий в Донецке и Луганске Киеву даром не нужны. Если Киев будет принимать к себе Донбасс, то исключительно в таком статусе, чтобы можно было назначить главой региона хоть Таруту, хоть Саакашвили, хоть самого Яроша.

Все разговоры про децентрализацию, автономию и прочее-прочее — это лапша на уши особо доверчивым.

Какое может быть возвращение в состав Украины?

Не нужно забывать, что Донбасс за год обстрелов не только накопил ненависть к Киеву, но ещё и вооружился. И вооружился очень хорошо. Объём вооружений в армии ЛНР и ДНР примерно сопоставим с вооружением ВСУ. И численность личного состава тоже почти сравнялась.

Вспомните другие конфликты на постсоветском пространстве — Абхазию, Осетию, Карабах, Приднестровье. Какой из них разрешился сам собой в короткий срок?

А теперь учтите, что Донбасс в десять раз больше Осетии, Абхазии и Приднестровья.

Так какая вероятность затолкать ЛНР и ДНР обратно в состав Украины, да ещё и на условиях Киева, да ещё и в короткий срок? Ответ понятен всем.

3. Вашингтон вполне устраивает вооружённый конфликт на границе России.

Когда СССР ввёл войска в Афганистан, Вашингтон поддерживал моджахедов, потому что это позволяло наносить военный и экономический ущерб СССР, втягивать Союз в непопулярную войну, наносить моральный вред советской власти и подтачивать режим.

После распада СССР в России возник конфликт с Чечней — чеченских боевиков тоже поддерживал Вашингтон. Примерно с тем же мотивом.

Конфликт с Грузией тоже поддерживал Вашингтон.

Так с какой стати сейчас, в Донбассе, Вашингтон будет способствовать мирному процессу?

Мирный процесс на юго-востоке Украины совершенно не в интересах США. А военный конфликт, желательно затяжной, многолетний — вот это в интересах. Потому что это такое же втягивание России в непопулярный конфликт как гаранта Минских соглашений. И стоит ли верить, что Вашингтон позволит просто взять и завершить конфликт подписанием каких-то минских соглашений?

А теперь попробуем ответить на следующий вопрос: Кто-нибудь, кроме России, вообще заинтересован в завершении этого конфликта?

Да, заинтересованы.

В завершении конфликта заинтересованы Донецк и Луганск. Ещё мир нужен Европе.

Но Европа не контролирует Киев. Современная Европа не контролирует в полной мере даже саму себя. О каком завершении конфликта на Украине с участием Европы можно говорить?

Чтобы Европа могла эффективно содействовать разрешению конфликта, она должна дистанцироваться от США с одной стороны и выдать Украине кредит в 50 миллиардов (минимум) с другой. А насколько это реально? Как кажется, что вероятность этого от нуля до минус одного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И какой напрашивается вывод, глядя на эту систему уравнений?

Похожи ли Минские соглашения на реальное решение конфликта и принципиальные договоренности сторон?

Кого эти Минские соглашения вообще устраивают, кроме России и Европы, которые собственно их и продавили, но которые совершенно не имеют возможности контролировать Киев?

Так неужели конфликт на юго-востоке Украины не имеет решений?

На сегодняшний день уже очевидно, что украинские власти не будут выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они были заключены, и рассматривают несколько вариантов отказа от них. Среди них есть как те, что так или иначе закрепляют статус-кво, так и те, что грозят трагическими последствиями. Чего же ждать Донбассу от Киева в обозримой перспективе?

У государства нет сколь-нибудь системного видения, как решить проблему и как выстроить благополучную перспективу Донбасса в целом. Такая ситуация связана с тем, что на центральном уровне отсутствует такое же системное видение и относительно всей страны, потому что власть разделена между различными группами влияния, и в рамках существующего баланса они решают, в первую очередь, свои корпоративные задачи и не видят всю картинку в целом. Как следствие, страна постоянно движется в разнонаправленные стороны, а в результате топчется 26 лет на месте.

В управлении ООН, специализирующемся на координации гуманитарных миссий, резонно заметили, что боевые действия в Донбассе заканчиваться не собираются. Противостояние Украины и Донбасса лишь набирает силу, до окончания ещё идти и идти.

Такое положение вещей серьёзно тревожит международную Организацию. Доклад ООН, недавно представленный на суд общественности, назвал продолжающуюся войну Киева против республик Донбасса одним из самых кровавых конфликтов в мире со времён окончания Второй мировой.

Но помимо доклада, наверно, от ООН должны быть и какие-то практические действия?

Жители Донбасса же их не видят, а видят лишь поддержку со стороны Запада агрессивной власти Украины, что и печально.

Куда идёт Украина, по мнению экспертов, не понятно и самой власти.

Под натиском таких небольших, но систематических ударов украинская сторона буквально каждым своим шагом демонстрирует свою недоговороспособность. Да, такая дипломатическая баталия идёт черепашьими темпами, но и положение дел сейчас не позволяет надеяться на скорое решение.

В одной старой книге есть такие строки:

«Стремителен и прекрасен бой орлов в небесной высоте. Сложив могучие крылья, камнем падает орёл на врага. Но вообразите бой кротов в подземных глубинах. Кроту, быть может, месяц пришлось бы землю рыть, чтобы сблизиться с противником. Так и на войне. Нередко такая складывается обстановка, что один исход — воевать по-кротовьему…» (https://tech.wikireading.ru/10061).

Другого варианта нет и у ЛНР и ДНР, кроме как медленно и методично переламывать ситуацию в свою пользу, пока количество не обратится в качество. И тогда Минские соглашения станут для хунты Минским «котлом».

Сейчас главное их оружие — это выдержка, выдержка и ещё раз выдержка. Потому, что в войне нервов проигрывает тот, кто не выдержал первым.

А Минск будет использоваться как дымовая завеса для продолжения войны. Европа и США будут продолжать настаивать на словах следовать минским договорённостям и в то же время поощрять киевский режим военной помощью — и нелетальной, и летальной. Это всё равно, что гасить пожар бензином.

Минские соглашения — общее название документов, предусматривающих прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей, а также последовательный комплекс мер военного, политического, экономического и гуманитарного характера, направленный на мирное урегулирование вооруженного конфликта на территории Донбасса.

Минские соглашения были подписаны со стороны России чрезвычайным и полномочным послом РФ в Украине М. Зурабовым, со стороны Украины — бывшим президентом Л. Кучмой, со стороны ОБСЕ — швейцарским дипломатом Х. Тальявини, со стороны самопровозглашенных ДНР и ЛНР — И. Плотницким и А. Захарченко.

Минский протокол (дата подписания — 5 сентября 2014 года) предусматривал, в частности, прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей.

был согласован на встрече 11-12 февраля 2015 года в Минске руководителями стран «нормандской четверки» - А. Меркель (Германия), Ф. Олландом (Франция), П. Порошенко (Украина), В. Путиным (Россия) — и подписан там же контактной группой, в которую вошли представители Украины, России и самопровозглашенных ДНР и ЛНР, с целью деэскалации вооруженного конфликта на Востоке Украины.

После принятия Советом Безопасности ООН резолюции в поддержку Минских соглашений они получили статус международно-правового акта.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений включает 13 пунктов.

На сегодняшний день политическое урегулирование конфликта на Донбассе фактически зашло в тупик вследствие невыполнения официальным Киевом политической части Минских соглашений.

Из-за активного противодействия «партии войны» украинская сторона до сих пор не приняла : «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» (что позволит провести обмен удерживаемыми лицами в формате «всех на всех»), «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» , а также закон о проведении выборов на Донбассе . Также официальный Киев по-прежнему тормозит осуществление конституционной реформы , предусматривающей реальную, а не декларативную децентрализацию власти в Украине.
18 января 2018 года Верховная Рада Украины 280 голосами приняла скандальный законопрект № 7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» . В документе нет упоминаний о Минских соглашениях, не предусмотрена защита прав граждан, проживающих в ОРДО и ОРЛО, задним числом узаконена экономическая блокада Донбасса.

Изъятие из текста законопроекта даже упоминания о Минских соглашениях продемонстрировало всему миру, что Украина не намерена выполнять взятые на себя в Минске обязательства.

5 сентября 2014 г. был подписан ПРОТОКОЛ по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина (1). 19 сентября 2014 г. был подписан МЕМОРАНДУМ об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путин а (2).

12 февраля 2015 г. был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (3) и принята (не подписана) Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года (4).

Сравнение документов, одобренных 5 и 19 сентября 2014 г. (Минск-1) и 12 февраля 2015 г. (Минск-2), приводится ниже.

Минск-1 и Минск-2: общее и различия



Снятые обязательства (обязательства, имевшиеся в Минске-1 и отсутствующие в Минске-2):
1. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года (2,2).
2. Запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачеве, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ (2,5).
3. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности. Обязательство на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности (2,6).
4. Запрет с момента принятия данного Меморандума полетов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), за исключением БПЛА, используемых мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км (2,7).
5. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательного) миссии ОБСЕ (2,8).

Комментарий: За исключением последнего пункта снятые обязательства относятся к обязательствам преимущественно или исключительно со стороны де-факто властей на оккупированных территориях и России.

Новые обязательства (обязательства, отсутствовавшие в Минске-1 и появившиеся в Минске-2):
1. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании , до конца 2015 года. (См. примечание.) (3,11).
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
2. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы (3,13).
3. ...лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года (4,3).
4. Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путём создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат (4,4).
5. Они также поддерживают трёхсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом (4,6).
6. Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел (4,8).

Попытки урегулирования украинского кризиса круто поменяли смысловой статус Минска. География отъехала на задний план, уступив место символике и метафоре. Сегодня, произнося «Минск», политики, дипломаты и просто политически озабоченные граждане чаще всего имеют в виду именно политический символ. В этот «Минск» не ездят на экскурсию или в гости. Этот «Минск» надо выполнять, соблюдать, имплементировать. От него зависит судьба мира на Донбассе. К реализации его мандата жестко привязана отмена самых болезненных секторальных («некрымских») санкций Запада в отношении России, а значит, и ответное снятие российского эмбарго на западное продовольствие. Чтобы понять, возможно ли реализовать «дорожную карту», намеченную в феврале 2015 года в Минске «нормандской четверкой», можно ли оживить забуксовавший минский процесс и довести до нормализации ситуацию на Донбассе, - попытаемся разобраться в клубке разнородных интересов участников этого процесса, его интерпретаций и трактовок.

Говорить о мире больше негде

Сначала — несколько исходных констатаций. Понятно, что присоединение Крыма к России стало нарушением ею международного права и ряда конкретных международных договоров, соглашений и договоренностей. Очевидна и критическая степень причастности России (как политической, так и военной) к событиям в Донбассе весной-летом 2014 года, к стимулированию там «антимайданных» выступлений и гражданского конфликта, к созданию непризнанных сепаратистских анклавов, к донбасскому кровопролитию. Что, впрочем, не означает, что остальные игроки, в той или иной степени причастные к украинскому кризису, безупречны и во всем правы.

Однако одним лишь постоянным выяснением, кто виноват, из ямы не выбраться. И выходить из сложившейся ситуации надо исключительно мирным способом. Военного решения у этой проблемы нет, а попытки его вновь испробовать в случае провала или стагнации мирного процесса — не принесут ничего, кроме новой крови, человеческих страданий и опасной эскалации военных действий, способных перерасти в масштабную войну.

На сегодня единственной площадкой переговоров между Россией и Украиной по выходу из кризиса является минский процесс в рамках «нормандского формата» (то есть с участием двух крупнейших стран Евросоюза — Германии и Франции). К нему примыкает деятельность Трехсторонней контактной группы, в которой участвуют представители России, Украины и ОБСЕ и к работе в которой привлекают сепаратистов непризнанных республик. Другие мирные переговорные форматы отсутствуют .

На сегодня единственной сформулированной и формально одобренной всеми участниками переговоров пошаговой программой мирного выхода из сложившейся ситуации являются 13 пунктов Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Других программ нет в природе .

Осознавая это, все участники минских переговоров делают публичные заявления о приверженности Минским договоренностям . То же, хотя и с различной интонацией, повторяют американцы и политики европейских стран, не участвующих в минском процессе.

Итак, нравятся кому-то решения «Минска-2» в целом и по частям или не нравятся, на сегодня приходится исходить исключительно из них. Но тут всех подстерегает неприятная неожиданность: война трактовок.

«Войны меньше, но мир не установлен»

Это цитата из документа, выработанного экспертами из стран «нормандской четверки» по итогам конференции так называемого «Минского диалога», проведенной в Минске в сотрудничестве с немецким Фондом Конрада Аденауэра в нынешнем феврале. Вывод неутешительный, но точный. По мнению большинства специалистов, следящих за донбасским конфликтом, год, прошедший после «Минска-2», продемонстрировал, что из 13 пунктов минского перечня мер был полностью выполнен только один (!). Это 13-й пункт об интенсификации деятельности Трехсторонней контактной группы и создании в ее рамках рабочих групп по направлениям. Понятно, почему: он самый безобидный, поскольку связан не с конкретными военными и политическими действиями, а всего лишь с созданием переговорных структур, то есть с действиями кабинетными.

Все остальное, все, что «в поле», выглядит гораздо хуже. Пункты 1-й (прекращение огня), 2-й (отвод тяжелых вооружений), 3-й (обеспечение мониторинга двух предыдущих пунктов со стороны наблюдателей ОБСЕ), 4-й (диалог о модальности выборов в так называемых «ДНР» и «ЛНР») — выполнены лишь частично. Стрельбы меньше, но она продолжается, иногда возрастая до опасного уровня, граничащего с возобновлением военных действий. Причем иногда трудно понять, какая сторона все это начинает. То же по поводу отвода вооружений — стороны постоянно обвиняют друг друга в невыполнении этого пункта. То тут, то там в зоне вывода, в том числе в «нейтральной зоне», всплывают запрещенные виды вооружений, «в ответ» появляются такие же — с другой стороны. Досконально проверить все это зачастую сложно, потому что наблюдатели ОБСЕ периодически не могут попасть в места контроля: в практике срыва работы наблюдательной миссии особо отличаются сепаратисты, что можно считать косвенным доказательством, что именно они — лидеры по нарушениям, и им есть что скрывать.

Еще хуже дело обстоит с диалогом о «модальности выборов», которого фактически нет. Киев не склонен особо миндальничать с «террористами» и напрямую что-то политическое с ними обсуждать. Какие-то обсуждения идут в рамках политической рабочей группы в Трехсторонней комиссии, но представителей сепаратистов и там не пускают дальше «прихожей». Те, в свою очередь, негодуя из-за того, что их «не слушают», постоянно пугают проведением своих выборов по своим законам и в свои сроки.

Совсем плохо идет реализация 6-го пункта об обмене заложниками и незаконно удерживаемыми лицами (напомним, что обмен «всех на всех» должен был произойти «самое позднее» на 5-й день после отвода вооружений). Время от времени частичные обмены происходят, но в целом проблема не решается, и обе стороны накапливают человеческий капитал для обменных операций. Причем процветают банальный выкуп и продажа пленников родственникам. При этом обвинения в срыве процесса обмена идут с обеих сторон. Особо следует отметить громкие показательные уголовные процессы в России и Украине (дело Савченко, Сенцова и «крымских террористов», дело «грушников» Ерофеева и Александрова и прочие), итоги которых станут, видимо, материалом для большого политического торга.

Совсем никакого движения нет и в реализации пункта 5 — об обеспечении помилования и амнистии «путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Нет ни закона, ни желания проводить полноценную амнистию, из которой были бы исключены только очевидные убийцы и военные преступники. В условиях военного ужесточения нравов и несовершенства судебной и правоохранительной системы такая выборочная амнистия вызывает опасения не только у преступников, реально обагренных кровью, но и у простых «ополченцев», а также управленцев самопровозглашенных республик.

Наконец, никакого прогресса нет в сугубо политической части минских мер. До сих пор непонятно, когда и по каким законам пройдут выборы на территории «ДНР» и «ЛНР», ничто не указывает на намерение Украины принимать оговоренную в Минских договоренностях «децентрализационную» конституционную реформу в рамках принятия новой конституции Украины, а также постоянное законодательство об особом статусе «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Соответственно, не светит в обозримом будущем и установление контроля Украины над всей своей госграницей в зоне конфликта — ведь по минскому графику начало этого процесса привязано к окончанию местных выборов в «отдельных районах», а завершение должно состояться лишь после всеобъемлющего политического урегулирования (включая конституционную реформу).

Кому что надо от «Минска-2»

Итак, все заявляют о приверженности «Минску», но его реализация идет туго. Дело в том, что трактовки и интерпретации различными его участниками не совпадают — вплоть до несовместимости.

Россия . Основные задачи (как он их себе представляет) Кремль на Украине уже решил. Военной базы НАТО в Севастополе уже не будет. Да и само вхождение Украины в НАТО при наличии у нее территориального спора с соседом невозможно — это противоречит одному из требований НАТО к странам, подающим заявки на членство в этой организации. Свою готовность применять силу на мировой арене для защиты того, что он считает сферой своих особых интересов, Кремль также продемонстрировал. Теперь, по его мнению, страна «вернулась» в большую политику, теперь «с Россией будут считаться» и остерегутся вторгаться в зону ее традиционного влияния. Наконец, благодаря крымской кампании и отпору «бандеровцам» на Донбассе, удалось добиться в России беспрецедентно высокого уровня патриотической мобилизации населения вокруг президента и в целом российского руководства. Уровня, которого при условии его постоянной подпитки (борьба с международным терроризмом, антизападная риторика, нагнетание страха перед «цветными» потрясениями — «как на Украине») вполне может хватить на новый политический выборный сезон 2016—2018 годов.

Донбасс России не нужен. Не нужны ей сухопутные «коридоры» в Крым, и тем более в Приднестровье. Не нужна в Донбассе и война: для ее ведения нет сегодня ни политической воли, ни ресурсов для гарантированного изменения ситуации в свою пользу, ни одобрения в обществе (в отличие от поддержки присоединения Крыма). Но нужно, чтобы на Донбассе можно было «поставить ногу». Чтобы там — формально в рамках украинской государственности — могли политически легализоваться силы, ориентированные на связи с Россией. «Минск-2», возникший в ситуации жесткого военного конфликта на Донбассе, когда всем участникам хотелось любой ценой остановить кровопролитие, — позволил России добиться увязки в один пакет как действия по остановке и предотвращению бойни, так и меры политического урегулирования, обеспечивающие Москве сохранение своего влияния на той части украинской территории, где сейчас расположены «ДНР» и «ЛНР».

А потому в трактовке минского процесса российская сторона делает упор на две основные позиции. Во-первых, на обязательства Киева по политическому пакету : принятие поправки в конституцию об особом статусе Донбасса на постоянной основе, принятие законов об особом статусе и о выборах (согласованные с «ДНР» и «ЛНР») и, наконец, сами выборы в «отдельных районах» Донбасса. А во-вторых, на необходимость «прямого диалога» о политическом урегулировании между Киевом и Донбассом , что позволило бы России стереть с себя неудобное клеймо стороны конфликта (которое она постоянно отрицает, но не слишком убедительно). При этом Россия настойчиво демонстрирует своим европейским «партнерам» нежелание Киева идти на политическое урегулирование. Москва также делает вид, что не существует иных проблем в реализации статей Минских договоренностей (о которых мы уже писали выше) и что невыполнение минской программы сводится исключительно к несговорчивости Киева по политическому блоку. Намекая одновременно, что если в этой части будет продвижение, то все остальное (на самом деле, по «дорожной карте» «Минска» — предшествующее) будет улажено.

Сепаратисты . Для лидеров самопровозглашенных республик Донбасса сохранение высокой степени своего контроля над территорией, которую они «освоили», — это вопрос не политических игр и манипуляций, а элементарного выживания. Поэтому им нужна как минимум продвинутая автономия при чисто символической принадлежности к Украине, а лучше фактическая самостоятельность (возможности формальной самостоятельности Россия на сегодня им не предоставляет). Так они надеются сохранить свои политические позиции на контролируемой территории и контроль за присвоенной в ходе конфликта собственностью, а также избежать уголовной ответственности за преступления в ходе вооруженного конфликта. «Минск» им нужен исключительно как ширма для своего укоренения в Восточном Донбассе . Этой задаче подчинена и их позиция по модели политического урегулирования: они требуют, чтобы положения об особом статусе Донбасса были прописаны в украинской конституции на постоянной основе, а не в переходных положениях, как это предусмотрено в поправках к конституции, принятых Верховной радой в первом чтении. Не устраивает сепаратистов и то, что закон об особом статусе предусматривает особый порядок управления только на 3 года. Более того, депутаты «парламента» самопровозглашенной «ДНР» недавно заявили, что их не устраивают 4-й и 8-й пункты минского перечня мер, потому что они перечеркивают возможность признания «ДНР» независимым государством и делают «республику» полностью зависимой от Киева. Для срыва и дискредитации Минского протокола они используют все доступные им средства: прямые нарушения перемирия, препятствия для миссии ОБСЕ и ее шельмование, постоянный шантаж проведением своих «собственных» выборов вне Минского протокола. Хотя Россия имеет высокий уровень политического и военного влияния на сепаратистов (в том числе через многочисленных военных «советников», занимающих офицерские должности в сепаратистских войсках), Москве не всегда удается предотвращать и контролировать опасные инициативы своих подопечных. А их позицию по поправкам в украинскую конституцию она поддерживает.

Украина . На Украине Минские договоренности с самого начала воспринимались скептически — как вынужденная мера, позволяющая сделать мирную передышку и подготовиться к дальнейшей борьбе за утраченные территории . Представители националистического крыла (в частности, лидеры «Правого сектора», запрещенного в России) вообще считают, что у «Минска» есть «родовая травма», перечеркивающая его решения. Это ликвидация так называемого дебальцевского выступа уже после подписания Минских соглашений. Критику и обвинения в предательстве интересов Украины в адрес тех, кто эти соглашения подписывал, вызывают со стороны большинства политических сил Украины прежде всего политические положения — они рассматриваются как невыполнимые и навязанные извне . Мол, никто не имеет права указывать Украине, какие изменения вносить в ее государственное устройство и как менять конституцию, тем более «в интересах террористов». Но и представители президентского лагеря, официально требующие от России имплементации Минских договоренностей, не слишком высоко их оценивают. Например, профессор Владимир Горбулин, советник президента Порошенко и директор Института стратегических исследований в Киеве, пишет: «Решения, принятые до сегодняшнего дня в рамках минского процесса, в значительной степени стали результатом давления критических обстоятельств и внешних факторов, а потому сила их обязательности держится исключительно на «доброй воле» украинской стороны», которая, желая мира, иногда действует «в ущерб своим интересам».

По мнению советника Порошенко, потенциал дипломатического решения проблем донбасского конфликта исчерпывается, его осталось на два-три года, и скоро «остро встанет вопрос активного и эффективного привлечения другого инструмента внешнеполитической деятельности — Вооруженных сил».

Характер политического статуса «особых районов», на котором настаивают Москва и сепаратисты, категорически не устраивает Киев, для которого опасной выглядит даже умеренная федерализация страны (что уж говорить об особо продвинутой самостоятельности Донбасса). Да и вряд ли Верховная рада пойдет на принятие таких решений, даже если предположить, что на них согласится Порошенко. Киев также категорически не желает признавать лидеров «ДНР—ЛНР» самостоятельным субъектом переговоров и таким образом их легитимировать . Их представляют полностью управляемыми марионетками Москвы, игнорируют компонент гражданского противостояния в донбасском конфликте, сводя его объяснение исключительно к российской агрессии. Так удобнее мобилизовать Запад на давление на Россию.

Что касается выборов в «особых районах», то, не отказываясь от них, Киев заявляет, что поскольку не выполнены предыдущие пункты по безопасности и не обеспечена реальная свобода выбора на территориях «республик» (включая допуск политических партий Украины к предвыборной кампании, гарантии безопасности всем участвующим в выборах, свободу прессы, агитации и пропаганды), то выборы проводить преждевременно . Иначе они пройдут под диктовку сепаратистских властей и станут очередным политическим фарсом.

Итак, сначала безопасность , включая эффективный контроль ОБСЕ по пунктам пропуска на границе, «чтобы полностью прекратить поток российского оружия, наемников и регулярных войск» (Павел Климкин, глава МИД Украины, после завершения переговоров в Париже, в ночь с 3 на 4 марта нынешнего года ) и даже возможное введение на Украину международных «полицейских сил ОБСЕ». А уж потом выборы . Обсуждается также возможность отхода от Минских договоренностей как тупиковых и формирования новой «дорожной карты», более соответствующей украинским интересам. Как заявил тот же Климкин накануне последней парижской встречи министров «четверки»: «Мы преданны «Минску», но не его российскому видению, когда Россия хочет интегрировать в Украину тот Донбасс, который находится под российским квазиуправлением».

Европа . От украинского кризиса Европа порядком устала. Тем более что у нее хватает своих проблем — в основном с беженцами. Украину надо продолжать поддерживать, но к ней появилось много вопросов по проблемам коррупции, отсутствия убедительных реформ, засилия олигархов и т.п. К тому же санкционная и пропагандистская война с Россией ведет к дальнейшей эрозии отношений с ней, что не в интересах большинства европейских стран.

Евросоюз и европейские члены «нормандской четверки» категорически требуют от России соблюдения договоренностей «Минска-2» как условия отмены «некрымских» санкций. При этом пытаются уговорить Украину «вести диалог» с Донбассом, включая предоставление ему полномочий, характерных для федеративного устройства, и до июля нынешнего года все-таки провести выборы. В том числе чтобы легализовать отмену санкций. Особо в этом усердствует Германия в лице министра иностранных дел г-на Штайнмайера, лично вовлеченного в нахождение компромисса по Донбассу. Тем более что в этом году именно Германия председательствует в ОБСЕ, которая является единственной международной организацией, вовлеченной в практическое разрешение украинского кризиса.

Последняя встреча «четверки» в Париже, на которой не удалось достичь договоренности о «модальностях» выборов, германского министра разочаровала и заставила заявить, что он «недоволен тем, как Киев и Москва ведут переговоры» по востоку Украины и по выборам. Многие наблюдатели уверены, что «Минск» — на грани срыва.

Что делать

Срыв «Минска» и попытки создания нового переговорного формата означают затягивание урегулирования на Донбассе. Это выгодно сепаратистам и украинским властям, не желающим (по своим различным резонам) выполнения политического мандата «Минска». Это невыгодно России, стремящейся к скорейшей отмене санкционной войны, и Европе, уставшей от украинского кризиса.

Если Россия желает сохранения «минского процесса», то она должна объединиться с европейскими переговорщиками для выработки и реализации приемлемого компромисса с Украиной.

В этой связи Россия должна пройти свой участок пути в направлении компромисса и со своей стороны может сделать следующее:

  • согласовать с европейцами и ОБСЕ программу значительного расширения контроля наблюдателей этой организации за соблюдением прекращения огня, выводом военной техники, а также за пограничными переходами между Россией и Украиной;
  • согласовать максимально широкий международный контроль за выборами, а возможно, и контроль полицейских сил ОБСЕ за порядком на избирательных участках;
  • решительно надавить на руководство непризнанных республик, чтобы они не чинили препятствий никаким видам международного наблюдения;
  • совместно с европейцами добиться от Украины максимально широкой амнистии для участников донбасских событий, а также от Украины и сепаратистов заявленного обмена пленных и заложников «всех на всех», как это предусмотрено Минскими договоренностями;
  • возможно и составление новой «дорожной карты» политического урегулирования с уточнением характера действий и сроков их реализации, но в рамках минского, а не какого-то нового переговорного процесса;
  • Россия и Украина должны договориться о порядке гуманитарного обмена фигурантов громких процессов в этих странах для оздоровления климата в отношениях.

Инициатива компромисса может вызвать встречное движение. Альтернатива— зависание конфликта, напряженное состояние полувойны, чреватое перерастанием в войну полноценную.