Частная авиация. Деловая авиация в россии и мире Авиакомпания бизнес

29.12.2016

Что такое деловая авиация?

В середине ХХ века политические лидеры и бизнесмены из западных стран стали летать на все важные встречи. Так и появилась бизнес-авиация — отрасль, выпускающая и обслуживающая летательные средства для корпоративных нужд. Со временем джеты стали меньше, легче, комфортнее и быстрее.

Сегодня к деловой авиации относят все компании, задействованные в разработке, производстве и эксплуатации таких летательных средств.

Какие задачи решает?

Первые джеты стоили очень дорого. В результате деловая авиация стала привилегией самых влиятельных людей. Многие летали на личных и корпоративных джетах просто для того, чтобы произвести впечатление на своих партнёров.

И это работало. Компактный персональный самолёт стал символом высокого социального статуса и влиятельности. Однако всё изменилось.

Во-первых, на бизнес-джетах стали летать не только по корпоративным, но и по персональным делам. С их помощью можно быстро и безопасно добраться до места проведения футбольного матча любимой команды или концерта музыкальной группы, курорта и т. д. И это уже не редкость.

Во-вторых, перелёты стали гораздо доступнее. Чтобы воспользоваться бизнес-джетом, его не нужно покупать: можно просто взять в аренду. Если распределить стоимость этой услуги на всех пассажиров, то это может обойтись даже дешевле, чем совместный полёт на регулярном рейсе.

Преимущества

Если игнорировать имиджевые преимущества, которые даёт использование деловой авиации, можно выделить три основные практические черты, свойственные ей:

  • безопасность;
  • скорость;
  • комфорт.

Все перелёты на бизнес-джетах конфиденциальны. При этом вы контролируете список пассажиров и содержимое багажа, поэтому исключается также риск террористической атаки. Вы находитесь безопасной зоне даже в аэропорту, ведь для вас работают отдельные стойки и зал обслуживания. Кроме того, в деловой авиации работают только опытные и психологически устойчивые пилоты, а вся техника подаётся в полностью исправном состоянии.

По скорости деловой авиации нет равных. Примите решение о полёте, и уже через 60 минут джет поднимет вас в воздух.

Уровень комфорта вы выбираете под свои потребности. В парке авиакомпаний есть машины уровней стандарт, бизнес и VIP. Но в любом случае вы получаете первоклассное обслуживание от вежливых и опытных стюардесс.

Малая авиация, сверхлегкая авиация, частная авиация — это все термины одного понятия. Все они обозначают летательные аппараты, которые по массе, мощности, типу двигателя и вместимости пассажиров, похожи на легковые автомобили. Малая авиация — это в первую очередь одно- или двухместный самолет, легкий вертолет на 4 пассажира и к этой категории можно отнести автожир. Главная задача такой категории транспорта персональная транспортировка человека.

Что такое малая авиация?

Частная авиация захватывает мир. Привычный алюминий в каркасе летальных аппаратов сменили композитами из высокотехнологичных углеродных материалов. Из углеродной пленки, которая чем-то напоминает полиэтилен, изготавливают малые летательные аппараты, свертывая пленку во много слоев. В конечном итоге, обшивка летательного аппарата чем-то напоминает кокон. Самолет становится намного легче, что позволяет сильно сэкономить на топливе, а это, в свою очередь, сильно снижает стоимость перевозок.

Около 90% всех самолетов на земле работают именно в малой авиации, почти все из них классифицируют как полеты малых авиационных транспортов. Для примера, в США используется около 250 тысяч средств частной авиации. Для них специально выделены 5400 взлетно-посадочных полос, ангары, а также многое другое. Общий годовой доход с таких ЛА составляет около 50 млрд долларов.

Некоторые страны Европы (Ирландия, Англия и Германия) дают возможность после получения документа частного пилота, через некоторое время, при желании, может пилотировать и лайнер. Множество программистов, учителей, докторов и прочих, являются как раз линейными пилотами.

Малая авиация в России

В России термин «частная авиация» не определен ГОСТом, но при этом, учитывается, что самолеты с тягой до 500 кгс можно считать малой авиацией. При этом, число пассажиров не должно превышать 19 человек. Что касается вертолетов, то их показатели кгс, для малой авиации, находится в рамках 500-4500 кгс, а беспилотники могут иметь тягу до 8600 кгс. Для удобства, многие малые фирмы отдают предпочтению частным перелетам и командировкам посредством частной авиации.

Самолет

Самые популярные частные летательные аппараты в РФ – это Як-52 и Л-29. Стоимость перелетов в качестве пассажира составляет соответственно, 150 и 400-600 долларов за час полета.
Як-52 представляет собой спортивный самолет, для тренировок, моноплан с аэровыгодным низким крылом. Длина самолета составляет примерно 7.7 метра, размах крыльев – около 10 м. Вес пустого самолета составляет 1000 кг, а нагруженного – до 1200 кг. Самолет двухместный.
L-29 – также тренировочный самолет, с экипажем на двоих, размахом крыльев и длинной около 10 метров. Масса пустого Л-29 составляет 2200 кг.
На сегодняшний день популярностью пользуются Cessna 172 и Як-18. Стоимость Cessna 172 на данный момент около 1 500 000 рублей, а Як-18 обойдет в 2 200 000 рублей.

Вертолет

Кроме самолетов, можно себя побаловать еще и вертолетом Robinson, американского производства, но это обойдется в 600-700 тысяч долларов, а Ми-34 – в 400 000 долларов. Сверхлегкий самолет «Сигма», российского производства, который обладает довольно хорошим качеством и экономичностью, сейчас стоит около 55 000 евро, но если нужен шестиместный самолет «Эклипс», для перевозки бизнес-партнеров или просто экскурсионного полета, то за него придется выложить не менее 1.6 млн долларов, не включая топлива.

Автожир

Автожир представляет собой легкую платформу для перевозок, который при весе всего в 40 кг способен развивать скорость до 180-200 км\час за счет мощности до 140 л.с. Скорость обеспечивается легким двигателем ROTAX 793 на водном охлаждении. Аппарат внешне похож на вертолет, имеет закрытую кабину, а сам ЛА можно поддать модификации, как вариант – смена двигателя. Автожиры взлетают с разбега 10-50 метров. За счет несущего ротора, подъемная сила довольно существенна и в отличии от вертолета, винт направлен против движения, принимая роль крыла с положительным углом атаки. Есть несколько вариантов винтового движка, но от этого не будет зависеть диаметр винта, двигатель просто будет влиять на грузоподъемность. Этот компактный аппарат может совершать посадку везде в России из-за малых габаритов, а стоимость аппарата такова, что его может купить даже не богатый человек.

Паралеты и дельталеты

Паралет и дельталет это примерно похожие конструкции, основная часть, где находится пилот и двигатель и у того и у другого ЛА одинаковы, сваренная из труб тележка, с установленным креслом пилота и колесами, закрепленным на ней мотором и органами управления. К мотору крепиться воздушный винт, который и движет всю конструкцию в воздушном пространстве. Сама рама в полете опирается, либо на полужесткое дельтовидное крыло, которое состоит из каркаса дюралевых трубок, обтянутых воздухонепроницаемым материалом, либо на бескаркасное крыло — парашют. Паралет и дельталет — это конструктивно элементарное средство для полетов. Особенность данных ЛА заключается в легкой разборке, упаковке и малом объеме в сложенном состоянии, а также в малом весе, делает их непривередливыми к взлетно-посадочным поверхностям, к хранению и обслуживанию. По факту хватит обычного гаража для обслуживания и хранения паралетов и дельталетов.

Сегодня много конструкторских бюро работают в области сверхлегкой авиации. В России есть целая база и уже подготовленная для способствования внедрения и развития малой авиации в стране. Эта база создана на основе самарского аэрокосмического университета. Выпускники СГАУ образовали передовую авиационную сферу в Самарской области — Конструкторское бюро Аэросамара, (бывшее студенческое конструкторское бюро летательных аппаратов СКБ ЛА СГАУ) , на собственном производстве создают и собирают уникальные аппараты.

Оформление ЛА

Для оформления самолета необходимо обзавестись разрешением и лицензией на эксплуатацию летательного аппарата. Стоимость оформления бумаг стоит около 1 млн рублей, кроме того, придется подождать от месяца до года для полного оформления разрешения. Свидетельство выдается после прохождения всех что не есть инстанций на 2-5 лет. После этого, судно следует заново перерегистрировать, проходя оформление по новой.

В США, к примеру, вертолет можно оформить за 2-3 дня, без последующего переоформления.

Полета на частных транспортирных средствах

Современные перелеты в России

На данный момент есть возможность избежать пробок в Москве, заказав свой личный маленький самолет. Формально, никаких ограничений нет для оформления персонального самолета в любой авиационной организации для гражданских. На данный момент в РФ нет возможности купить ЛА, как в автосалоне, но это все возможно сделать через посредников. Отечественные самолеты ЛА не дорогие, но уступают в качестве и надежности, зарубежной технике. Лучшие самолеты в России для частных перевозок – это А-33, Л-42, ЛА-8 и Су-31. Из-за дороговизны сертификации.

Следующий важный вопрос: каким образом можно получить необходимы качественный сервис и обслуживание на аэродроме?

В России пока слабо развита инфраструктура, она сильно уступает мировым стандартам. Кадровый кризис а авиации, малое количество полигонов, отсутствие нужных дополнительных запчастей и слабость ДОСААФ плохо влияет на развитие частной авиации.

Полеты в ЕС и США

В Европе и США легкая или малая авиация воспринимается также обыденно, как и автомобильные переезды. Получаешь права, лицензию, проходишь технических осмотр, проверка бензина, покупка карты и можно лететь по делам, либо же просто так, для отдыха. Перед вылетом необходимо сообщить летчику метеоситуацию, сделать запись в журнал аэродрома из которого совершается вылет, записать и сообщить точку назначения, после чего можно спокойно совершать полет.

В Европе и США полеты становятся все более доступнее, количество полетов растет, вместе с этим, возрастает интерес к бизнесу, в который инвесторы вкладывают свои средства. Основные клиенты малой авиации – это люди среднего класса, а не только высшие слои населения. Ежегодный оборот США только с малой авиации составляет около 80% от всех авиаперевозок.

Малая авиация в Европе и Штатах – это подготовка авиационных курьеров-профессионалов. Авиационная история каждого человека стирается и не сохраняется вовсе, кроме того, никто не платит никаких налогов за полеты. Если взять, к примеру, Литву и Беларусь, то это страны недавно перешли на европейский уровень малой авиации. Благодаря европейским стандартам, частная авиация там начала развитие полным ходом.

Считается, что необходим пробный экспериментальный проект прогрессивной правовой базы и малоавиационных узлов, которые реализуют возможность развития малой авиации и в Российской Федерации, хотя бы в нескольких крупных городах.

Как летают в ЕС

Одна из специальных школ в Ирландии, которая была организована бизнесменами, имеет в своем штате 6 сотрудников. В этой школе проходят подготовку теоретической и практической базы авиационных полетов. Некоторые из людей, могут освоить полеты с помощью интернета или же купленных специальных книг, особенно, если они закончили качественную подготовку в колледже. Система теоретического обучения почти такая же, как в физтехе. Свобода в пути, жесткость требований и экзамены дадут возможность открыть для себя небо, после прохождения экзаменов.

Персональные, элитные школы высшей летной подготовки в США обучают как линейных пилотов, так и пилотов лайнеров, которые используют для перевозки грузов и пассажиров на «Эйрбасах» или «Боингах». Стать линейным пилотом сейчас довольно просто. Получив документ, удостоверяющий человека как частного пилота, есть возможность налетать в персональных целях «часы» и затем получить возможность увеличиваешь свое время налета до 200 часов. После прохождения экзаменов всегда есть возможность взять право на работу инструктором в авиационном клубе.

С этого момента уже не нужно тратить собственных денег на подготовку и налет часов. Если заинтересованный пилот налетает 500 часов, то он может стать уже даже коммерческим пилотом. При желании, можно сдать экзамены на пилотирование самолетов с большим экипажем и стать уже вторым пилотом авиалайнера. Всего этого легко можно достичь, совмещая любую профессию с авиаполетами и двигаться параллельно по двум карьерным лестницам. Десятки и сотни врачей, программистов, ученых и учителей имеют возможность управлять малыми или даже крупными летательными аппаратами, бизнесмены или дипломаты же, чаще предпочитают именно частные перелеты на малых самолетах и вертолетах.

Реалии полетов на малых ЛА в РФ, обучение рядовых граждан управлению ЛА

Иллюзорная легкость. Полет, только для ознакомления, с инструктором, в течении 20-30 минут, что включает в себя только базовую информацию, стоит как минимум 5000 рублей. Сэкономить на первом полете можно с помощью специальных купонов или на акциях. Руль ученику в руки сразу не дадут, минимум, что разрешит ему инструктор – это подержать штурвал в руках. Многие люди хотят испытать это ощущение во-второй раз. На это и расчет, чтоб клиент вошел в азарт и захотел продолжить тренировки снова, чтобы научится управлять самолетом самому. Тем, кто «подсел» на полеты приходится много платить, особенно на этапе обучения полетам.

Любительская авиация – удовольствие не из дешевых. На ближних Московских аэродромах за час полета берут не менее 8-10 тыс. рублей. В большинстве авиационных клубов стоимость часа налета зависит от многих факторов, к примеру, модели самолета, пролета воздушного судна за все время эксплуатации и так далее. Стоимость полета снижается при оплате сразу за несколько часов полетного времени.

Маленькое видео подготовки пилотов гражданской авиации, она нечем не отличается, кроме типа ЛА, от подготовки пилотов малой авиации.

К примеру, в «ЧелАвиа», где летают только на итальянских самолетах Tecnam, стоимость летного часа при оплате за всю практику (42 часа) примерно 8-9 тыс. рублей, а вот при плате от 10 часов и больше - 9 тыс. рублей за час. Новобранца в небо никто не пустит, в том числе с инструктором, даже на час. Максимальное время полета новичка составляет около часа, а расчет стоимости полета идет поминутно.

Новичок может сесть за штурвал летательного аппарата только после 15 часов полета с инструктором – таковы правила. На самом деле, это может произойти гораздо позже, из-за плохой обучаемости клиента. Самостоятельный полет стажера допускается только через год после начала обучения, когда инструктор будет уверен в знаниях и умениях своего ученика. Примерно столько же времени занимает и обучение вождению автомобиля в автошколе.

Без свидетельства пилота-любителя, летать разрешается только по маршрутам или над аэродромом. По маршрутам полеты разрешены только в сопровождении инструктора, — опять таки, аналогичный пример с вождением автомобиля. Чтобы стать полноценным пилотом, нужно обязательно пройти обучение, сдать экзамен и получить свидетельство пилота PPL. Главное в обучении – теоретическая часть, знания аэродинамики, авиационная метеорология, конструкция летательного аппарата, радиообмен и предмет самолетовождения. Общая стоимость курса в Москве стоит около 300 000 рублей. Кроме этого, можно испытать на себе вертикальный взлет, как на самолете, так и на вертолете. Сам по себе, вертолет ест много топлива, как минимум, 50 литров в час, что в сравнении с легкими самолетами, в 5 раз больше. По этой причине, стоимость обучения даже на легких и экономных вертолетах может достигать миллиона рублей и больше. Если сравнить стоимость полета на легком самолете и вертолете, то, к примеру, в «Авиамаркете» за час полета берут 23 000 рублей, но курс обучения длится 42 часа налета, как и у других ЛА. После прохождения курса обучения, выдается свидетельство частного пилота.

Пик популярности малых воздушных судов приходится на 2003-2004 год, потом волна интереса немного пропала, а сейчас появился новый тренд полетов на средствах малой авиации. Если в Европе воздушное пространство выделено очень жестко, то в России можно летать просто для интереса, для хобби, вдали от воздушных коридоров и авиабаз. Средняя скорость обычного, простого, вертолета, который можно взять после обучения, составляет до 200 км/час, а горизонтальная скорость маленьких бипланов 200-250 км/час, при расходе топлива в 5 раз ниже.

Управлять проще самолетом, чем вертолетом, из-за меньшего влияния воздушных потоков. Вертолеты подходят больше для частных небольших перевозок, а самолеты используют чаще для развлечения, разумеется, если это касается малой авиационной техники, а не грузового лайнера. В странах Евросоюза и в США на основе сверхлегких самолетов сложилась целая культура развлечения. Лидером среди соревнований по аэробатике считается соревнования Red Bull Air Race , которые проводятся на разных площадках по всему миру.

Услуги частной авиации в России становятся все более востребованными. С начала 2017 года рынок вырос на 7% и продолжает уверенно набирать обороты. Авиакомпании закупают новые самолеты и вертолеты, чтобы удовлетворить растущий спрос и требования клиентов к оснащению частного авиатранспорта. Аналитики предполагают, что российская деловая авиация окончательно преодолела негативные последствия предыдущих лет и перешла на новый этап развития.

Бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса выбирают, передвижение на частном летном транспорте для рабочих целей.

Частная деловая авиация предоставляет пассажиру:

  • уникальный класс самолетов в личное пользование с экипажем;
  • полная организация рейса авиакомпанией частной авиации;
  • квалифицированный экипаж;
  • привилегированную регистрацию в аэропорту;
  • премиальное ресторанное обслуживание на борту и широкий выбор алкогольных напитков.

Полеты на частных самолетах в России становятся все более востребованными.

Частная авиация делится на 2 сегмента:

  • Деловые поездки
  • Туристические

Услуги деловой авиации позволяют обрести мобильность в масштабе всего мира, и за 1 день провести ряд встреч в разных странах или городах. Летать на отдых на частных самолетах очень удобно для семей или небольших компаний.

Цена услуг – рассчитывается на конкретный маршрут и дату. Зависит она от ряда факторов: загруженности авиакомпании, места базирования самолета, сезонного спроса, дальности полета, от модели самолета, Многое зависит от профессионализма брокера, доступа к базе уникальных бортов, наличия связей.

Частная деловая авиация с компанией "Ваш Чартер"

Наша компания является авиа-брокером с офисом г. Москва и Европейским офисом в Вене. Уже более 14 лет мы организуем частные перелеты для владельцев бизнеса, глав крупных компаний и их семей.

Мы предоставляем премиальные услуги, хорошо понимая потребности клиентов частной деловой авиации, такие как:

  • Частные самолеты
  • Частные вертолеты
  • Медицинская авиация

Самые популярные направления - Франция, Италия и Швейцария .


Частные перелеты с компанией "Ваш Чартер" – это всегда надежно. Наши менеджеры работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, чтобы полностью контролировать рейсы и предупреждать возникновение проблем. Мы стоим у истоков зарождения рынка авиационных услуг в России и накопили уникальную экспертизу и связи. Мы крупный игрок на рынке частной авиации, и признаны лучшим брокером России.


Деловая авиация в кризис переживает не лучшие времена. Но несмотря на сложности многие компании продолжают свою деятельность и даже строят планы на будущее. Как оказалось, российский рынок бизнес-перевозок в отличие от коммерческой авиации практически полностью занят иностранными компаниями и их региональными представительствами. Источники Top Flight сообщают, что количество международных и внутренних рейсов под флагом зарубежных авиакомпаний (включая перелеты владельцев бизнес-джетов и чартерные перевозки) в несколько раз превышает число выполняемых российскими перевозчиками.

Активный, то есть открытый

Рынок бизнес-авиации в России традиционно считается закрытым: владельцы компаний неохотно раскрывают данные о числе рейсов и перевезенных пассажиров, а также направлении перевозок. К тому же операторы деловой авиации не учитываются в рейтингах Транспортной клиринговой компании (ТКП), так как между ТКП и небольшими авиакомпаниями не подписаны договоры о публикации сведений по пассажироперевозкам.

Несмотря на это в рамках серии специальных проектов Top Flight мы предприняли попытку определить самые активные авиакомпании на рынке деловой авиации в России. Основой для статистики стали мнения участников рынка, информация от самих перевозчиков и из собственных источников Top Flight. Также учитывались открытость компаний и быстрота предоставления данных. Безусловно, некоторые пока остались "за бортом", но мы надеемся, что в будущем подобные рейтинги станут не просто "хорошим тоном", а активным инструментом для изучения российского рынка деловой авиации.

Кризис миновал

Если в прежние времена отрасль росла ежегодно на десятки процентов, то сейчас количество чартеров бизнес-авиации сократилось на 30-40%, а доходы операторов упали на 60%. Как отмечает президент Jet Group Александр Евдокимов, при сокращении общего числа рейсов количество пассажиров упало только на 15-20%. Но если раньше на 10-местном лайнере летали впятером, то в последнее время бизнес-джеты загружены гораздо сильнее.

При этом пассажиры чаще выбирают самолеты меньшего размера. "Сегодня основной спрос составляют лайнеры со стоимостью летного часа $4-4,5 тыс. против $6-8 тыс., которые были востребованы ранее. Предприниматели стали реально считать деньги, ими согласовываются даже гостиницы, в которых живут пилоты, и их расходы на такси", - отмечает один из руководителей компании Jetalliance Сергей Колтович.

Многие сходятся во мнении, что стимулировать спрос за счет снижения цены нельзя, так как в стоимости владения самолетом велика доля постоянных платежей. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев уточняет, что эта сумма приближается к $5-7 млн в год (сам предприниматель предпочитает летать на арендованном лайнере). Глава российского представительства Cirrus Group Тимур Девяшов поясняет, что из-за сокращения количества чартеров идея амортизации самолета за счет аренды третьим лицам стала неактуальной. Летают только те лайнеры, которые обеспечены заказами крупных корпораций. Годовой налет самолетов, которые могли бы сдаваться в аренду и летать 1 тыс. часов в год, сейчас достигает лишь 200 часов.

Всего в России в месяц, по нашим расчетам, осуществляется около 2200-2400 рейсов бизнес-самолетов. По некоторым данным, примерно 60% из них выполняют зарубежные компании (учитывая частные и коммерческие рейсы). Однако официальной статистики по общему количеству рейсов деловой авиации, которые выполняют операторы на российском рынке, не существует, а сведения, полученные от различных источников, сильно разнятся.

Каким образом мы производили расчет? Известно, что в среднем число рейсов деловой авиации в месяц в этом году во Внуково-3 составило 1340. В Московском авиаузле на Внуково-3 приходится порядка 70% рейсов деловой авиации, то есть только в Москве совершается около 1914 рейсов бизнес-джетов и бизнес-лайнеров ежемесячно. Второе место по объемам рейсов деловой авиации принадлежит аэропорту Санкт-Петербурга - Пулково. Правда, многие операторы называют и другие российские города. Поэтому предположив, что Москва занимает приблизительно 80% российских бизнес-перевозок, на всю Россию приходится примерно 2400 рейсов.

К концу 2009 года рынок деловых перевозок стал оживать. По данным исследовательской группы ARG/US, уже в сентябре 2009 года летная активность в секторе деловой авиации США достигла самого высокого уровня с октября 2008 года и не только увеличилась на 2,7% по сравнению с августом 2009 года, но и на 0,4% выросла против соответствующего периода 2008 года. В Европе также можно было заметить, как количество рейсов у некоторых операторов постепенно поползло вверх. Например, финская компания Jetflite в августе совершала до 14 VIP-перелетов в неделю только в/из России (причем около 2/3 из них приходилось на Санкт-Петербург).

По словам Александра Евдокимова, в России падение рынка остановилось с конца августа. Но о скором восстановлении пока говорят с осторожностью. "Если не будет экономического спада, то рост бизнес-перевозок начнется уже с марта 2010 года", - считает он. С ним согласен и президент ГК "Каскол" Сергей Недорослев (компания участвовала в двух проектах в области бизнес-авиации - Velvet Club и Dexter). По его словам, у проекта Dexter клиентов стало не меньше, а даже больше. Но Velvet заморозил свою деятельность.

Специалист по демпингу

К одним из серьезных игроков на российском рынке относят VistaJet, основанную в 2004 году. Сегодня эта частная авиакомпания, штаб которой находится в Швейцарии, по оценкам специалистов, занимает значительную долю на рынке международных перевозок деловой авиации в России.

В 2008 году VistaJet завершила сделку по приобретению чартерного подразделения Bombardier Skyjet International и стала второй крупнейшей компанией, оперирующей бизнес-джетами за пределами Северной Америки. Тогда же VistaJet оформила заказ на 35 бизнес-джетов Bombardier с опционом еще на 25 машин общей стоимостью $1,2 млрд. По данным перевозчика, к 2012 году число самолетов VistaJet должно приблизиться к 50-75. Солидный парк - одно из очевидных преимуществ оператора на рынке. Другое - это цены, близкие к демпинговым. Так, аренда Learjet 60 может стоить 3100 евро в час. "Ниже нет ни у кого!" - восклицает Евдокимов. Все это дает компании возможность совершать порядка 100 рейсов в/из России в месяц.

Возвращение "Аэрофлота"

Одним из заметных событий этого года на рынке деловой авиации стало объявление о покупке "Аэрофлота-плюс" австрийским оператором деловых перевозок Jetalliance. Сумма сделки оценивается в $2 млн, за которые Jetalliance до конца 2009 года получит 51% акций дочерней структуры "Аэрофлота". Также новому собственнику придется разбираться с долгом компании, который превышает 80 млн рублей. Займется созданием российского проекта Jetalliance бывший гендиректор "Аэрофлота-плюс" Сергей Колтович. По его утверждению, на российском рынке перевозчик будет использовать на внутренних линиях 30 воздушных судов, зарегистрированных в России. До этого такое количество самолетов бизнес-класса у нас в стране никто не регистрировал.

Согласно планам компании к концу 2010 года будет ввезено минимум четыре бизнес-джета. Для того чтобы покупка соответствовала российскому законодательству, Jetalliance будет напрямую владеть только 49% акций, а 2% будут принадлежать специально созданному российскому юридическому лицу. В Jetalliance говорят, что российский рынок для них чрезвычайно важен, так как около 30-35% заказов компании приходятся на Россию и страны СНГ.

Крупнейшие иностранцы

Вопреки падению доходов одним из активных игроков на российском рынке деловых перевозок остается NetJets. Как сообщают в самой компании, количество рейсов в/из России в год составляет около 1 тыс., то есть в среднем более 80 перелетов в месяц.

В мировом парке NetJets находятся 47 бизнес-джетов Hawker 750/800XP, 40 лайнеров Cessna Citation Excel, 27 - Hawker 450, 18 - Cessna Citation Bravo и др. Из-за падения продаж аренды самолетов (на 79%) и низкой рентабельности таких перевозок доходы оператора за девять месяцев этого года сократились примерно на $1,5 млрд, или на 42%. Антикризисным средством может стать поиск новых клиентов, в том числе и в России, считает перевозчик.

Сегодня из 6 тыс. заказчиков NetJets по всему миру около 100 - из нашей страны. "Сейчас в компании всего 870 самолетов и 4 тыс. пилотов, которые совершают 300 тыс. рейсов в год", - отмечает президент и генеральный директор NetJets Europe Грэм Уэстон. В то же время, по его словам, за пять лет работы в России в NetJets Europe поняли, что российский покупатель - идеал для развития компании. Воздушный флот европейского отделения NetJets Europe составляет 150 самолетов.

Около 100 рейсов в месяц выполняет Global Jet Concept, которая является не только собственником лайнеров, но и крупным оператором самолетов, принадлежащих российским гражданам, что обеспечивает ей высокую долю на рынке бизнес-перевозок.

За девять лет Global Jet Concept стала лидером среди частных авиакомпаний в Европе. В эксплуатации оператора находится более 60 самолетов, таких как BBJ, A-318 Elite, Falcon 900 EX, Gulfstream G450 & G200, Falcon 2000, Challenger 604 & 300 и др.

Таким образом, первые позиции в нашем рейтинге занимают такие операторы, как Vista Jet, NetJets и Global Jet Concept. К крупным авиаперевозчикам можно также отнести и финскую Airfix Aviation. По данным источников Top Flight, компания выполняет примерно два рейса в день.

К активным операторам деловой авиации в России можно отнести и английскую компанию Ocean Sky, известную широкой российской публике по фильму о Джеймсе Бонде "Квант милосердия". На рынке компания существует с 2003 года и за шесть лет своего развития успела открыть офисы в Лондоне, Манчестере, Прествике, Цюрихе и Москве.

Сегодня Ocean Sky входит в пятерку ведущих европейских операторов бизнес-авиации. В 2008 году она получила дополнительное финансирование от акционеров в размере 32 млн британских фунтов на реализацию программы агрессивной экспансии в 2009 и 2010 году. Годовой оборот Ocean Sky в 2008 году составил 90 млн евро.

По данным управляющего директора Ocean Sky в России и странах СНГ Ираклия Литанишвили, количество международных рейсов на российском рынке деловой авиации, которое выполняет компания, в среднем равняется 50-60 в месяц. Безусловно, в пиковые сезоны эти цифры увеличиваются. Есть бизнес-джеты, которые выполняют по несколько рейсов в день, такие как, например, Challenger 604/605, Gulfstream G550 или Global Express, добавляет он.

При этом Ираклий отмечает, что за последнее время доля, которую Ocean Sky занимает на российском рынке, несколько уменьшилась. "Это связано с тем, что сейчас в компании проходит замена флота и пересмотр модели бизнеса при участии нового менеджмента", - говорит он. На VIP-перелетах сегодня заняты три самолета, но к февралю число "коммерческих" бизнес-джетов должно увеличиться. Еще одной причиной снижения объемов перевозок компании называют то, что Ocean Sky сохранила традиционное формирование цен на VIP-полеты, оставаясь одним из самых престижных и дорогих VIP-перевозчиков на рынке деловой авиации.

В объединенной компании Ocean Sky в настоящее время 32 самолета, из которых чуть больше половины базируется в Англии и Дюссельдорфе, а во Внуково, по словам Ираклия Литанишвили, стоит до 10 самолетов.

"За последний год наша модель бизнеса значительно видоизменилась. Мы сконцентрировались на управлении воздушными судами владельцев. Высокий уровень обслуживания и четкий контроль над расходами по эксплуатации наших собственных самолетов, являющийся приоритетом для деятельности Ocean Sky, позволили значительно расширить наш парк", - подчеркивает Ираклий.

Отечественный джет

Часто первое место среди отечественных бизнес-перевозчиков в рейтингах отдают оператору "РусДжет". Возможно, это верно, так как это крупнейший российский владелец бизнес-самолетов и управляющая компания. Всего у "РусДжет" 17 самолетов, которые базируются в аэропорту Внуково-3, но сдаются в чартеры из них только 8 российских (Ту-134 и Як-42), а 9 иностранных находятся в управлении оператора. Как сообщает коммерческий директор авиакомпании Майя Шишко, "РусДжет" осуществляет в месяц порядка 100 рейсов, причем около 60 из них - международные. Российские направления в основном представлены Новосибирском, Сургутом и Ноябрьском.

Еще одним активным игроком на рынке бизнес-перевозок можно назвать Jet-2000. По заявлению представителей компании, Jet-2000 на шести самолетах в среднем совершает до 60 рейсов (не считая рейсы брокерского отдела), из которых около 80% - международные. А самый востребованный самолет (если говорить о коммерческих рейсах) - Hawker 850 XP.

Более скромные цифры приводят другие авиаперевозчики, все больше ссылаясь на экономический спад. 2009 год был не самым благоприятным для бизнес-авиации в России, констатируют в российской авиакомпании "Баркол": по сравнению с 2008 годом спрос упал примерно на 30-35%. Среднее количество рейсов, выполняемых авиаперевозчиком "Сириус-Аэро" в месяц - 20-25. Сегодня в парке оператора шесть самолетов (два бизнес-джета Hawker 700/800 (в эксплуатации) и четыре Ту-134). Около 10-15 рейсов в месяц выполняет на пяти самолетах авиапредприятие ЗАО "Производственное объединение "Космос"", которое является частью Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева.

У них все впереди

По мнению специалистов, кризис не помог очистить рынок деловой авиации от мелких операторов и консолидировать крупных - наоборот, дробление стало еще заметнее. При этом компаниям, традиционно занимающим солидные доли на зарубежных рынках, в России не всегда так заметны.

Значимым, но не крупным оператором на рынке деловой авиации России является австрийская Amira Air GmbH, основанная в 2004 году. Компания специализируется главным образом на рейсах из своего базового аэропорта в Вене. Сегодня в парке Amira Air GmbH семь самолетов. Большим спросом, по сообщению представителей компании, среди российских заказчиков пользуется Challenger 300. В среднем австрийский оператор в месяц выполняет 15-20 рейсов в/из России. При этом в Amira Air GmbH говорят, во многом на формирование стоимости рейсов повлияли неблагоприятные экономические условия на рынке и сегодня правильное ценообразование в 99% случаев один из значимых залогов успеха.

В турецкой Arkasair сообщают, что в месяц авиакомпания выполняет примерно 10 рейсов на большом Challenger 604 и столько же на бизнес-джете среднего класса Challenger 300, а также около семи рейсов на Learjet 60. Однако в этом году цифры несколько меньше.

Российское подразделение Cirrus Group в последнее время на российском рынке стало работать менее активно. Но, по словам представителей авиакомпании, этого эффекта они и пытались добиться, разделив крупный бизнес в рамках группы на ряд мелких. Так, Тимур Девяшов полагает, что у каждого перевозчика не должно быть больше восьми лайнеров, "а все компании работают как часть группы, но независимы". На данный момент у Cirrus Group в России базируются два лайнера (Challenger 300 и Embraer Legacy). В группу входят перевозчики Silver Bird и Egojet. Авиакомпания Egojet работает преимущественно на российском рынке и объединяет многих прямых клиентов. В среднем группа совершает в России один рейс в день. Ее клиентами являются 150 частных лиц и 10 корпораций.

Дочерняя структура немецкого перевозчика Lufthansa - Lufthansa Private Jet (LPJ) - в 2009 году продала из/в Россию 20 рейсов. Но не стоит забывать, что это не основное направление деятельности перевозчика.

Если в 2008 году компания продавала рейсы партнера NetJets, то сейчас, получив семь самолетов Cessna, предлагает собственные чартеры. По словам регионального директора Lufthansa по России и СНГ Рональда Шульца, в настоящее время у компании хороший опыт работы с Внуково и Домодедово. "Спрос российских клиентов на индивидуальные перевозки Lufthansa Private Jet стабилен. У нас также есть несколько постоянных клиентов в Европе, которые летают в Москву по делам. Однако мы надеемся, что, когда экономическая ситуация улучшится, LPJ снова вернется к прежнему росту в России, - говорит Шульц. - Это произойдет за счет повышения интереса со стороны регионов к прямым авиаперелетам в европейские аэропорты, либо до наших узловых аэропортов Франкфурта, Мюнхена и Цюриха для дальнейшей пересадки на дальнемагистральные рейсы Lufthansa или SWISS в салоне первого класса".

Топ самых активных авиаперевозчиков на рынке деловой авиации в России

Ссылки
Название Общее количество выполняемых
рейсов в среднем
(внутренних/международных)*
на российском рынке в месяц
% от общего количества
рейсов деловой авиации
в России в месяц (2400)
Количество самолетов в парке Год основания
1 Jetalliance 150 6,25% 31 1996
2 Vista Jet 100 4,1% 23 2004
Global Jet Concept 100 4,1% Более 60 1999
"РусДжет" 100 4,1% 17 2006
3 NetJets 84 3,5% 150 (в Европе) 1996 (в России работает с 2004 года)
4 Jet-2000 60 2,5% 6 1999
Airfix Aviation** 60 2,5% 6 н/д
5 Ocean Sky 55 2,3% 32 2003
6 Группа компаний "Премьер" 35 1,45% 7 2006
7 Cirrus Group 30 1,25% 46 (включая региональные самолеты и те, что в управлении а/к)