Почему не реализуются внутрироссийские газовые проекты. К. Молодцов. О перспективах газификации регионов России. Довольно откровенно. соглашением о сотрудничестве между ПАО «Газпром» и администрацией регионов

Начиная с 2016 года, государством была разработана специальная по проведению газификации сельских населенных пунктов. На сегодняшнее время газификации подверглись только 15% деревень и других населенных пунктов. Поэтому значительная часть населения отапливается дровами или углем. О том, за что и когда должны платить люди при проведении газификации сел, будет рассказано ниже.

Прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства

Согласно утвержденной программе газификация проводится по следующим основаниям:

  1. На государственном и региональном (местном) уровне разрабатывается специальная программа, в которую включается перечень населенных пунктов, которые будут подвергнуты газификации. При этом расходы по прокладке центральных газоводов берет на себя Газпром, а подводку от них трубопроводов газа низкого давления (в населенный пункт и дома граждан) оплачивают муниципальные власти.
  2. Жители населенного пункта самостоятельно создают инициативную группу, после чего собирают пакет специальных документов, разрешений, и проводят в свое село газ. Этот используется для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации.

Говоря о региональной программе, нужно отметить, что газовщики самостоятельно изготавливают всю проектную документацию, находят организации, которые имеют разрешение на строительство газопроводов, и оплачивают все расходы вместе органами муниципалитета, за исключением непосредственного подключения домовладения или квартиры.

Если граждане делают это самостоятельно, тогда все бремя по изготовлению документов, проектов, поиск подрядчиков ложится на их плечи. Нужно запомнить, что прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства. Поэтому на такие работы необходимы не только технические документы, но и получение различных разрешений от муниципальных и региональных властей.

Что нужно для проведения газификации

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, что нужно для проведения газификации. Для начала жители села должны получить информацию о том, возможна ли газификация их населенного пункта. Для этого необходимо создать инициативную группу, выбрать председательствующего, или старшего, и наделить его полномочиями. Для этого граждане проводят собрание, на котором выражают свое желание провести газ, и выбирают старшего. Все это оформляется протоколом.

Старший должен составить письмо и направить его главе муниципалитета (региональной власти), с просьбой предоставить информацию входит их село в государственную программу или нет. В зависимости от полученного ответа будут осуществляться по газификации. Если село находится в списках государственной программы, значит в ответе будет указана эта информация, а также срок когда будут начаты работы по прокладке трубопроводов. Также будет доведена информация о том, сколько будет стоить подключение к общей газовой магистрали каждого жилого помещения.

То есть гражданам необходимо дождаться начала работ, внести определенную сумму, и ждать подачу газа в их дом. Если в ответе будет указано, что населенный пункт не подпадает под государственную газификацию, то решать такие вопросы необходимо самостоятельно. Об этом будет детально рассказано ниже. Нужно знать, что в настоящее время для семей с малым достатком, пенсионный фонд и органы социальной защиты предоставляют субсидии, которые можно использовать для оплаты за проведение и подключение газа.

Как проводится газификация, если село не попало в программу

Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного сел

Процесс проведения газификации без участия в программе будет происходить по следующему алгоритму:

  1. Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного села, на котором должно присутствовать большинство. На нем выбрать инициативную группу и ее главу, который и будет заниматься сбором всех документов и подписанием договоров. Все это оформляется протоколом общего собрания.
  2. Следующий шаг сбор всей необходимой информации. Для этого глава инициативной группы должен направить запрос в органы муниципальной власти, чтобы те дали четкий перечень необходимых документов, а также в облгаз. Последний должен предоставить детальную информацию о том, возможно ли провести газ в этот населенный пункт, какие организации имеют лицензии на разработку проектов, и прокладку труб.
  3. Если все ответы положительные, тогда следующий вопрос, это определение собственника центрального газопровода. Им может быть муниципалитет, облгаз, Газпром, или какое либо юридическое лицо. Определение собственника необходимо для получения от него разрешения на врезку других труб, по которым газ пойдет в жилые помещения.
  4. Следующий этап — подготовка технической документации. Для этого глава инициативной группы должен обратиться в проектную организацию и заключить с ними договор на разработку соответствующего проекта, а также стоимость работ.
  5. Далее необходимо будет (после получения проекта) получить (согласование) у органов муниципальной и региональной власти. Это будет делать глава инициативной группы. На практике, компании, которые занимаются проектной документацией, включают в стоимость своих работ проведение согласования.
  6. Когда проект готов, глава инициативной группы должен найти подрядную организацию, которая сможет выполнить работы по прокладке и врезке труб к центральному газопроводу, а также подключить всех желающих абонентов. Естественно, что это будет не бесплатно, поэтому также нужно согласовать стоимость работ.
  7. После того, как работы будут проведены, абоненты покупают газовые приборы, их проверяют представители облгазов, и только после этого топливо подается в дома.

Как видно из данного алгоритма, затраты на газификацию, если село не было включено в программу, будут значительными. Нужно обратить внимание на то, что в случае отсутствия рядом с населенным пунктом магистрального трубопровода получить разрешение на газификацию села не получится. В таком случае инициативной группе придется согласовывать этот вопрос с представителями Газпрома или облгаза.

Порядок написания заявления

Последний вопрос, который осталось выяснить, это подключение конкретного абонента к газу. Оно будет происходить по следующему алгоритму:

  • абонент должен обратиться в облгаз с заявлением, о просьбе подключить его объект (жилое ) к газу, в нем указывается адрес, а также количество приборов, которые будут использоваться (к этому документу прилагаются документы подтверждающие право собственности на жилое помещение);
  • после этого абонент должен обратиться в облгаз, где ему должны изготовить проект подключения (никаких согласований для этого не понадобится);
  • после всех согласований, абонент приобретает газовый счетчик (необходим для учета потребления количества газа, и оплаты по его показаниям), и заключает договор с подрядной организацией, работники которой проведут подключение.

Пуск газа на бытовой объект жителя происходит в присутствии представителей облгаза. Согласно плану газификации сел в РФ она происходит на основании программы принятой на государственном и региональном уровне. В таком случае абоненты платят только за свое подключение. Если село не вошло в эту программу, тогда проводка магистрали, изготовление технической документации ложиться на плечи жителей села.

О газификации из первых рук:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

11 мая 2018 104

Обсуждение: 3 комментария

    Думаю, что если бы государство было действительно заинтересовано в газификации сел, то оно взяло бы на себя расходы по покупке газовых счетчиков и составлению проектной документации. Или можно было бы обязать Газпром делать это на деньги, которые тратятся на спонсирование зарубежных и российских спортивных команд.

    Ответить

    На газификацию сельского поселения жителей Московской области практически не выделено. Глава области Воробьев и мособлгаза Дмитрий Голубков приватизировали Мособлгаз в 2017-2018 году и теперь работают в личных интересах. Выделенные бюджетные деньги тратят на газификацию экономических зон для создания там промышленных структур и конечно в личных интересах, а сельским жителям продвигают «умную «газификацию, суть которой заключается, что бы селяне сами создавали коммерческие структуры, собирали деньги и оплачивали газификацию в свои дома. Стоимость этих работ начинается от 220 тыс рублей от каждого жителя. Но сроки проведения газа идут годами. А потом эти газовые линии жители бесплатно сдают мособлгазу. Это новый способ обворовывания сельских жителей московской области. Это способ руководства единой россии. А в Подмосковье без газа более 3х тысяч населенных пунктов.

    Ответить

    «для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации» — Конституция, Статья 19. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует… Как-то непонятно: для кого-то за бюджетно-региональные-муниципальные денежки, а для других за личные… В чем подвох?

    Ответить

Решением Комитета Государственной Думы

по энергетике №3.25-5/51 от 20 декабря 2017г.

«круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике

на тему «Законодательное обеспечение и проблемы реализации программы газификации в Российской Федерации»

21 ноября 2017г., 14ч. 00мин.

Государственная Дума, зал 830

Участники «круглого стола»: представители федеральных и региональных органов власти, энергетических компаний, научных и общественных организаций, рассмотрев вопросы законодательного обеспечения и проблем реализации программы газификации в Российской Федерации, отмечают:

1. Газификация регионов Российской Федерации: правовая основа, текущая ситуация.

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, в качестве одного из стратегических направлений развития газовой промышленности закреплено развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России.

Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6.09.2011г. №213, показатель газификации территории Российской Федерации к 2030 году должен быть увеличен до 90%. Повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации промышленных и иных организаций является основным принципом государственной политики в области газоснабжения России.

Необходимо отметить, что на всем протяжении развития газовой отрасли Российской Федерации, одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов и созданием Единой системы газоснабжения, развивалось такое важное направление как газоснабжение и газификация субъектов Российской Федерации.

В 2001 году, в процессе совершенствования данной работы, в ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») с привлечением ООО «Газпром межрегионгаз» впервые была организована работа по формированию и утверждению ежегодных программ газификации по субъектам Российской Федерации на основе системного подхода к выбору объектов для строительства.

В 2005 году для ускорения темпов газификации российских регионов, главным образом населенных пунктов в сельской местности, руководством ОАО «Газпром» было принято решение о значительном увеличении объемов инвестиций. Функции по организации и координации работ, связанных с выполнением Программы газификации регионов Российской Федерации, были возложены на ООО «Газпром межрегионгаз».

Приоритетные направления газификации в каждом регионе и очередность работ, связанных с газификацией, осуществляются в соответствии с:

- Концепцией участия ПАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации;

- соглашением о сотрудничестве между ПАО «Газпром» и администрацией регионов;

- договорами о газификации субъектов Российской Федерации (между ПАО «Газпром» и администрациями регионов);

- генеральными схемами газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации;

- планами-графиками синхронизации выполнения программ газификации регионов;

- среднесрочными программами развития газоснабжения и газификации на периоды с 2016 по 2020 гг.

При этом ПАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения и, согласно Федеральному закону от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», несет полную ответственность в части обеспечения надежности, безопасности и бесперебойности поставок газа.

В том же 2005 году региональным компаниям по реализации газа, входящим в структуру ООО «Газпром межрегионгаза», было поручено представлять интересы компании в регионах и осуществлять контроль на всех этапах реализации проектов.

Выполнение функций заказчика строительства было поручено организациям ОАО «Регионгазхолдинг» и ОАО «Газпром газораспределение» (c 18 апреля 2016 года — АО «Газпром газораспределение»).

Начиная с 2005 года, основной целью реализации программ газификации является доведение газа до конечного потребителя. Для ее решения совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подписываются планы-графики синхронизации выполнения программ газификации.

Совместная работа ПАО «Газпром» и администраций субъектов Российской Федерации позволила сделать значительный шаг в развитии газификации Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. №903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» установлено, что разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Межрегиональные программы газификации направлены на решение аналогичных вопросов в нескольких субъектах Российской Федерации.

Программы газификации формируются на 5 лет и ежегодно, в срок до 1 декабря, утверждаются руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов в сети «Интернет».

В программах газификации, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, определяются этапы и сроки их реализации, объемы и источники финансирования, а также ожидаемые результаты от реализации программы газификации. Кроме того, важнейшим документом является ежегодный план-график синхронизации работ, в котором указаны обязательства сторон - перечень работ, конкретные объекты и сроки их завершения. Со своей стороны, ПАО «Газпром» осуществляет строительство газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов до границ населенных пунктов; остальные работы, связанные, главным образом, с созданием местной газораспределительной инфраструктуры, строительством котельных - зона ответственности субъектов Федерации. Соглашения о сотрудничестве, договоры о газификации, генеральные схемы газоснабжения, планы-графики выполнения работ - призваны синхронизировать процесс газификации и обеспечить подключение потребителей сразу по завершению прокладки межпоселковых газопроводов.

Вместе с тем, по данным Министерства энергетики России, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №903 от 10 сентября 2016г. к 1 декабря 2016 года только 32 субъекта Российской Федерации из 67, имеющих сетевой газ, представили в Минэнерго копии программ газификации.

В соответствии с Концепцией участия ПАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, компания осуществляет дифференцированное участие в газификации, с учетом наличия и развития в регионах запасов природного газа, а также с использованием альтернативных энергоносителей, включая сжиженный и компримированный природный газ (далее - СПГ и КПГ), сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ). При этом в зависимости от уровня и перспектив развития систем газоснабжения регионы могут быть отнесены к следующим трем группам.

В первую группу входят регионы, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к Единой системе газоснабжения (далее - ЕСГ). Их газификация будет осуществляться преимущественно сетевым природным газом. Для отдаленных районов может применяться автономная (с использованием только СПГ, КПГ и СУГ) или комплексная газификация (путем строительства как газопроводов, так и объектов автономной газификации).

Вторая группа включает в себя субъекты Российской Федерации, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или имеются газовые (газоконденсатные) месторождения. Газификация этих регионов осуществляется за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей.

В третью группу объединены регионы, не подключенные к ЕСГ и не имеющие ни региональных систем газоснабжения, ни газовых (газоконденсатных) месторождений. В таких регионах применяется только автономная газификация.

Основными приоритетными направлениями реализации Программы газификации регионов Российской Федерации являются:

- дальнейшее развитие газификации, направленное на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, улучшение бытовых условий жизни населения, преимущественно в сельской местности, и рост экономического потенциала субъектов Российской Федерации;

- совершенствование совместной работы ПАО «Газпром» и администраций субъектов Российской Федерации, направленное на синхронное создание комплекса «газопровод — потребитель» и загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации;

- газоснабжение и газификация регионов Дальнего Востока и южных регионов России.

Решение вопросов газификации Российской Федерации осуществляется ПАО «Газпром» в тесной взаимосвязи с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом правовое регулирование газификации в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующим федеральными законами:

- «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ;

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ;

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184‑ФЗ.

Согласно данным федеральным законам:

- на уровне Правительства Российской Федерации устанавливается Порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации, жилищно-коммунального хозяйства и иных организаций, который утвержден соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 (далее - Правила);

- на уровне федеральных органов исполнительной власти:

Минэнерго России разрабатывает и актуализирует Генеральную схему развития газовой отрасли, включая определение государственной политики в области газоснабжения, формирование перспективного баланса природного газа, определение общих показателей развития газификации, а также осуществляет мониторинг реализации региональных и межрегиональных программ газификации;

ФАС России осуществляет контроль и регулирование цен;

Минстрой России осуществляет регулирование вопросов внутридомового использования газа.

- на уровне субъектов Российской Федерации организуется газоснабжение населения в границах поселений (развитие газораспределительной сети и обеспечение подготовки потребителей к приему газа).

В Правилах предусмотрены следующие особенности:

- утверждены сроки и порядок формирования программ газификации;

- определен состав, перечень целевых показателей, этапы и сроки реализации программ газификации;

- закреплены требования проведения оценки эффективности (экономической и социальной) реализации программы газификации и наличия в программах объемов и источников инвестиций;

- в перечень целевых показателей программы газификации включены в т.ч газификация сжиженным природным газом и сжиженным углеводородным газом, а также мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива (количество АГНКС и газобаллонных автомобилей);

- перечень категорий газифицируемых потребителей расширен за счет промышленных потребителей, потребителей ЖКХ и прочих организаций.

Формирование программ газификации в соответствии с Правилами включает в себя подготовку к разработке и непосредственно разработку программ.

В рамках подготовки программы газификации оценивается текущее состояние и прогнозы показателей газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, возможные риски и ожидаемый эффект реализации программы газификации. Также на данном этапе собираются сведения о потребителях, на которых направлено действие программы газификации, возможных источниках и объемах финансирования мероприятий программы (в т.ч. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), а также о порядке расчета основных ее показателей.

При разработке программы в соответствии с Правилами реализуются следующие действия: прогнозируется объем производства и потребления природного газа на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, проводится оценка основных показателей газоснабжения потребителей и их прогнозных значений, а также планов развития газотранспортной системы, формируются основные направления развития в области газоснабжения и газификации, осуществляется сбор предложений по формированию программ газификации с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей, подготовка их финансово-экономического обоснования, организация сбора информации и расчета показателей (индикаторов) программ газификации, подготовка плана мероприятий ее реализации, согласование и утверждение программ газификации.

Реализация мероприятий программы газификации осуществляется в соответствии с утвержденными планами-графиками синхронизации, в рамках которых закрепляются обязательства субъектов Российской Федерации по подготовке потребителей к приему газа и обязательства газовых компаний по строительству и реконструкции объектов газотранспортной системы, газораспределительных станций, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов.

Следует отметить, что 14 ноября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 313281-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», определяющий полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления при организации газоснабжения. Законопроектом, направленным на реализацию межрегиональных и региональных программ, предлагается наделить федеральный орган государственной власти полномочиями по разработке методики расчета уровня газификации. Также в целях формирования сбалансированной программы проектирования и строительства внешних и городских инженерных коммуникаций и сооружений законопроектом предлагается внести изменения в действующий порядок разработки и реализации вышеобозначенных программ в части введения норм по разработке схем газоснабжения населения. Принятие рассматриваемой законодательной инициативы обеспечит стимулирование темпов газификации субъектов Российской Федерации.

Газификация регионов - наиболее масштабное и одно из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром».

Вложенные с 2005 по 2016 годы средства позволили обеспечить строительство 2 046 газопровода — протяженностью более 28 тыс. км. При этом в Российской Федерации было газифицировано 5 060 котельных, более 815,1 тыс. домовладений и квартир. В результате уровень газификации природным газом в России по состоянию на 1 января 2017 года достиг 67,2%: в городах — 70,9%, в сельской местности — 57,1%.

Для реализации Программы газификации регионов Российской Федерации в 2016 году ПАО «Газпром» были выделены инвестиции в объеме 25 млрд рублей — для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 67 субъектах Российской Федерации.

Суммарный объем инвестиций ПАО «Газпром» в газификацию регионов России в 2005-2016 годах составил около 295,2 млрд руб.

В 2017 году ПАО «Газпром» на газификацию направит 25,7 млрд руб., что на 2,7% больше прошлого года. Из региональных бюджетов, с учетов ранее нереализованных задач, должно быть выделено порядка 56 млрд руб. —на 30,4% больше, чем в 2016 г.

В среднем в год прибавляется от 0,5% до 1%. По прогнозам Минэнерго России ожидается, что к концу 2017 года целевой показатель вырастет до 67,9%: в городах - 71,1%, в сельской местности - 58,1%.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно высокие показатели уровня газификации в целом, в территориальном аспекте показатели значительно отличаются: центральные и южные регионы России - в среднем высокогазифицированные ввиду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Например, в Центральном федеральном округе газификация на текущий момент достигла уровня 80%, в Южном федеральном округе - 86%, в Поволжье - 86%, на Северном Кавказе - 91%.

В Сибири энергоснабжения традиционно решается за счёт использования богатых залежей угля и в условиях отсутствия газа уровень газификации существенно ниже.

Перспективы газификации сибирских регионов в первую очередь связаны с реализацией крупнейшего, масштабного проекта - строительством новой газотранспортной системы «Сила Сибири», разработкой новых крупнейших месторождений - Ковыктинского и Чаяндинского и других месторождений Восточной Сибири. В дальнейшем планируется объединение единой системы газоснабжения с газотранспортными системами Восточной Сибири и Дальнего Востока, что придаст дополнительный импульс газификации сибирских регионов.

В 2011 году был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток, что позволило обеспечить поставки природного газа в Хабаровский и Приморский края за счёт ресурсов природного газа, добываемого на шельфовых месторождениях острова Сахалин.

Перспективы развития газификации Дальнего Востока неразрывно связаны с реализацией Восточной газовой программы, являющейся составной частью Генеральной схемы развития газовой отрасли, а также разработкой газовых и газо-конденсатных месторождений на шельфе Сахалина.

Участники «круглого стола» отмечают, что для дальнейшего повышения эффективности реализации программ газификации регионов требуется решить ряд проблем.

2. Проблемы, сдерживающие реализацию Программы газификации Российской Федерации.

В настоящее время ПАО «Газпром» фактически остаётся единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 55% (при этом около 10% - газ, используемый на собственные нужды). Независимые производители газа практически не участвуют в газификации ввиду отсутствия обязательств и экономических стимулов, даже в регионах присутствия, таких как Свердловская область, где за поставки газа в настоящее время отвечает «ИТЕРА» - дочерняя компания ПАО «Роснефть».

Крупнейшие независимые поставщики газа ПАО «Роснефть» и ПАО «НОВАТЭК» занимают около 45% внутреннего рынка газа, при этом практически не владеют инфраструктурой и получают маржинальный доход от продажи газа.

В целях разрешения ситуации по привлечению независимых компаний к газификации остро стоит вопрос их мотивации и стимулирования.

Представляется, что создание благоприятной экономической среды для привлечения независимых производителей к газификации будет способствовать формированию условий функционирования на внутреннем рынке для всех его участников, в связи с чем целесообразно предусмотреть меры по повышению инвестиционной привлекательности газификации.

Наиболее существенной проблемой является неисполнение субъектами Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приёму газав части строительства поселковой газотранспортной инфраструктуры.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить строительство уличных газораспределительных сетей и подготовку потребителей к приёму газа.

Отставание в подготовке потребителей к приему газа приводит к тому, что построенные газопроводы-отводы и распределительные газопроводы в течение длительного времени остаются малозагруженными. В данном случае необходимо совершенствование совместной работы организаций ПАО «Газпром» и администраций субъектов Российской Федерации, направленной на синхронное создание комплекса «газопровод - потребитель» и полную загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации.

Со стороны регионов России это должно выражаться в создании условий и усилении контроля субъектов Российской Федерации за исполнением обязательств по подготовке потребителей к приему газа и принятии ряда мер по ликвидации отставания в области выполнения обязательств. Что касается ПАО «Газпром», то при формировании ежегодных программ газификации представляется необходимым не только учитывать степень выполнения администрациями субъектов Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа, но и текущее состояние платежной дисциплины за природный газ. Газификации регионов осуществляется согласно Программе газификации субъектов Российской Федерации, основным принципом которой является сбалансированное и синхронное развитие систем газоснабжения, газораспределения и газопотребления для бесперебойного и безопасного газоснабжения потребителей, обеспечение платежеспособного спроса.

В целях повышения ответственности субъектов Российской Федерации за исполнение согласованных планов-графиков синхронизации представляется целесообразным рассмотреть использование механизма предоставления встречных гарантий, в рамках которых заинтересованные стороны - поставщики газа, включая независимых поставщиков, и субъекты Российской Федерации - предоставляют друг другу финансовые гарантии, которые в случае неисполнения одной из сторон, принятых на себя обязательств должны обеспечить компенсацию понесённых расходов.

Необходимо рассмотреть возможность использования механизма «бери или плати» в случае неисполнения заявленных объёмов потребления газа.

Также необходимо принимать меры, которые предотвращают совершение сделок с земельными участками, принадлежащими государственным и муниципальным органам власти, на период от выбора этих земельных участков для строительства объектов газификации до завершения строительства.

В этой связи представляется необходимым предусмотреть внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, для того чтобы земельные участки, принадлежащие государственным и муниципальным органам, могли предоставляться не безвозмездной основе под объекты газификации.

Отдельной проблемой, носящей остро социальный характер, являются вопросы, связанные с обеспечением инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в пользование многодетным семьям (в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»).

Так, например, по состоянию на 1 октября 2017 года в Московской области из 19 988 выделенных земельных участков для многодетных семей лишь 1076 имели подведенный газ.

Зачастую в региональных законодательных актах (правила выдачи таких земель устанавливаются на региональном уровне) отсутствуют указания на то, что к земельным участкам в обязательном порядке должна быть подведена инженерная инфраструктура, поскольку утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регулирующие данный вопрос, не носят императивного характера.

В связи с отсутствием на региональном уровне возможности финансирования работ, связанных с обеспечением инженерной инфраструктурой указанных земельных участков, представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки соответствующей федеральной целевой программы.

Не менее актуальной проблемой остается нарушение платёжной дисциплины потребителями природного газаи как следствие высокий уровень просроченной задолженности.

Неисполнение потребителями обязательств по оплате газа за 8 месяцев 2017 года привело к росту просроченной задолженности на 12,1 млрд руб. до 172,9 млрд руб.

В 2016 году за аналогичный период рост просроченной дебиторской задолженности составил 18,9 млрд руб.

Уровень расчетов конечных потребителей за газ на 1 сентября 2017 года составил 96,6%, что на 0,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

В разрезе категорий потребителей более двух третей просроченного долга за газ накоплено населением - 72,3 млрд руб. и теплоснабжающими организациями - 60,1 млрд руб.

Уровень расчётов теплоснабжающих организаций и населения с начала года незначительно снизился. По теплоснабжающим организациям с 95,8% до 94,5% и по населению с 89,5% до 88,2%.

В разрезе федеральных округов почти половина (49% или 84 млрд руб.) общероссийского просроченного долга конечных потребителей приходится на Северо-Кавказский федеральный округ.

Уровень расчётов потребителей Северо-Кавказского федерального округа с начала года остался неизменным - 71%.

За 8 месяцев 2017 года просроченная дебиторская задолженность предприятий электроэнергетики снизилась с 19 млрд руб. до 10 млрд руб. За аналогичный период 2016 года задолженность увеличилась на 4,7 млрд руб. (с 19,1 млрд руб. до 23,8 млрд руб.).

За 8 месяцев 2017 года неисполнение обязательств по оплате газа организациями бюджетной сферы привело к росту просроченной задолженности на 2,8 млрд руб. (+65,6%) до 7,1 млрд руб.

Необходимость решения проблемы неплатежей и совершенствования учета потребления энергоресурсов подтолкнули федеральные органы власти совместно с крупными энергетическими компаниями к активной нормотворческой деятельности в области энергоснабжения.

Итогом работы стало принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона от 03.11.2015г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016г. № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановления Правительства от 04.02.2017г. № 139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов».

В настоящее время представляется затруднительным оценить эффект от принятого Федерального закона, так как только спустя 1 год после его вступления в силу были приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

В целях разрешения актуальных проблем правового регулирования в 2016-2017 годах был принят ряд нормативных правовых актов (в том числе вышеупомянутые), направленных на укрепление платежной дисциплины и повышение надежности газоснабжения:

1. Федеральный закон № 307-ФЗ от 03.11.2015г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины», направленный на:

- повышение размеров неустойки (пени) за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате;

- обязанность по предоставлению поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате (гарантии);

- усиление административной ответственности в случае самовольного подключения (присоединения) к сетям газоснабжения;

- установление административной ответственности за нарушение режима полного и частичного ограничения поставки газа, а также за непредставление финансовой гарантии.

2. Федеральный закон № 412-ФЗ от 05.12.2016г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий установление административной ответственности граждан за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, от обязательной замены газового оборудования, от заключения договора о техническом диагностировании газового оборудования, а также за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования

3. Федеральный закон № 269-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий продление до 1 января 2019 года срок оснащения приборами учета газа объектов жилого фонда, организациями, осуществляющими поставку или транспортировку природного газа, собственники которых не выполнили эти действия до 1 января 2015 года (внесены изменения в часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 1245 от 25.11.2016г. «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа», предусматривающее следующие нововведения:

- перечни оснований для полного и частичного ограничения поставок газа;

- порядок и сроки направления потребителю уведомлений об ограничении, случаи, когда уведомления не требуются;

- в Правила поставки газа введено понятие самовольного (несанкционированного) отбора газа

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 139 от 04.02.2017г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов», предусматривающее:

- критерии возникновения у потребителя обязанности предоставления поставщику газа обеспечения исполнения обязательств по оплате (гарантии);

- порядок определения таких потребителей, порядок их уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств;

- порядок формирования высшим должностным лицом субъекта РФ перечня потребителей, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств.

По состоянию на 1 октября 2017 года общий объем просроченной задолженности российских потребителей, например, только перед ПАО «Газпром» превысил 164 млрд руб.

При накоплении больших объемов задолженности ПАО «Газпром» в целом ряде случаев вынужден сокращать инвестиции или приостанавливает реализацию программ.

Для решения проблемы представляется целесообразным активизировать работу исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при работе с неплательщиками.

Самовольное подключение к газопроводам.Несмотря на то, что с вступлением в силу Федерального закона № 307-ФЗ значительно увеличились санкции по статье 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, продолжает увеличиваться количество случаев самовольных врезок в газопроводы, особенно остро эта проблема ощущается на территории Северо-Кавказского федерального округа.

По подсчетам специалистов ООО «Газпром межрегионгаз» ежегодные потери газа достигают более 3,5 млрд куб. м. И одной из причин потерь является хищение газа, как физическими, так и юридическими лицами. Вместе с тем, данные деяния характеризуются высокой степенью общественной опасности, так как сопряжены с нарушением условий эксплуатации (пользования) объектов трубопроводного транспорта, что может привести к техногенным авариям с человеческими жертвами и значительному ущербу, как имуществу собственников объектов и третьих лиц, так и окружающей среде.

В сложившейся ситуации представляется необходимым ужесточение ответственности и внесение изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за повторное самовольное подключение к газопроводам.

Другой проблемой является несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, вследствие чего искажаются их показания или они выходят из строя.

В случае повреждения потребителем прибора учёта или отказа его установки, представляется целесообразным предоставить поставщику право рассчитывать потребленный газ на основании нормативов с повышающим коэффициентом, а также установление ответственности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, повлекшее искажение данных, или его повреждение.

Упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре.

Вопросы технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям (далее — ГРС) регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013г. № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».

Проблемы осуществления технологического присоединения к ГРС преимущественно касаются потребителей, поскольку затрагивают вопросы, связанные, в первую очередь, с подключением к уже существующей инфраструктуре. Однако часто технологическое присоединение требует строительства новой инфраструктуры (газопроводов-отводов и межпоселковых газопроводов), возводимой в рамках реализации программ газификации российских регионов. Данный процесс требует сбалансированного и синхронного развития систем газоснабжения, газораспределения и газопотребления.

В настоящее время сроки подключения новых объектов доходят до четырех лет в случае, если требуется строительство сетей газораспределения.

Для снижения сроков подключения к ГРС с 2015 года были приняты следующие распоряжения Правительства Российской Федерации:

- от 17 сентября 2015 г. № 1831-р «О мерах по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

- от 14 сентября 2016 г. № 1938-р «О мерах по совершенствованию процедуры подключения к газораспределительным сетям»;

- от 31 января 2017 г. № 147-р «Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации».

Одна из целевых моделей предусматривает снижение сроков подключения до 135 дней.

В целях регламентации процесса технологического присоединения было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

Невозможность получения технических условий на подключение к электрическим сетям на стадии проектирования газопроводов также является проблемой, требующей оперативного разрешения. Так, согласно пункту 10 Правил технологического присоединения «Правил о недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии…», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 при заключении договоров на технологическое присоединение сетевые организации требуют предъявление правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых будет располагаться проектируемый газопровод. С учетом пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектирование газопроводов ведется на основании документов территориального планирования в границах земельных участков, не принадлежащих застройщику. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки осуществляется после завершения проектирования газопровода и утверждения проектной документации. В целях разрешения сложившейся ситуации представляется необходимым внесение соответствующих изменений в пункт 10 вышеобозначенных Правил.

На практике актуальной является проблема признания права собственности на бесхозяйные объекты газораспределения.

В настоящее время порядок оформления права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе и газораспределительной системы, регулируется нормами статей 225, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013г. № 701.

Данными нормами право осуществления мероприятий по приобретению прав собственности на бесхозяйную вещь принадлежит органам местного самоуправления. По заявлению соответствующего органа, на территории которого выявлена бесхозяйная недвижимая вещь, последняя принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь возникает у органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, лишь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Следует отметить, что для оформления права собственности муниципальных образований на бесхозяйную вещь требуются проведение процедуры технической инвентаризации газораспределительного имущества, составление кадастровых паспортов и технических планов объектов, постановка объектов недвижимого имущества на кадастровый учет, в том числе в случае необходимости проведение комплекса землеустроительных работ. Выполнение данных мероприятий требует финансовых затрат соответствующего муниципального образования. Совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты, включены в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.

Газораспределительными организациями, входящими в группу компаний ООО «Газпром межрегионгаз» (далее - ГРО), проводится постоянная работа по выявлению на территории Российской Федерации газопроводов, собственники которых не определены. Перечни таких объектов направляются в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации с просьбой оказать содействие в установлении факта отсутствия предполагаемых собственников сетей газораспределения и, в случае подтверждения информации о бесхозяйности объектов, рассмотреть возможность оформления указанного имущества в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике.

В соответствии с пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000г. № 878, эксплуатационной организацией газораспределительной сети является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация-собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией-собственником сети договор на ее эксплуатацию.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пункты 1 и 2 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998г. № 1370 на ГРО возложена обязанность заключать договоры транспортировки газа во исполнение заключенных с потребителями договоров поставки газа, в связи с чем ГРО вынуждены использовать бесхозяйные объекты газораспределительной системы, технологически связанные с сетями ГРО, в случаях, когда транспортировка газа потребителям иным образом невозможна. При этом расходы ГРО на техническую эксплуатацию газопроводов, собственник которых не установлен, не включены в перечень экономически оправданных расходов в целях их учета в тарифе на оказание услуг по транспортировке газа. Включение ГРО стоимости содержания и эксплуатации бесхозяйных сетей в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль влечет для ГРО не только риски доначисления налога на прибыль организации и взыскание соответствующего налога в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, но и риски начисления ГРО штрафа и пени в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, ГРО не могут учитывать в тарифе, а также и осуществлять за счет собственных средств, работы по диагностированию и реконструкции объектов, не принадлежащих им на законных основаниях.

Организация работ по приведению сетей субъектов Российской Федерации, включая сети других владельцев и участки бесхозяйных сетей, в соответствие требованиям нормативных документов подразумевает осуществление ГРО дополнительных затрат, которые не будут обеспечены источником финансирования. В конечном итоге данный факт может привести к получению ГРО убытков от транспортировки природного газа, а в ряде случаев и от финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Таким образом, возложение на ГРО обязанности по содержанию и эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей нарушает имущественные интересы и затрагивает конституционные права и свободы ГРО, установленные частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (конституционный принцип свободы экономической деятельности), частями 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации (гарантии права частной собственности), частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), поскольку обязывает ГРО за счет собственных средств содержать не принадлежащее им имущество без какой-либо приемлемой компенсации убытков.

Кроме того, учитывая наличие публичной составляющей в правовом регулировании стоимости услуг на транспортировку газа, аналогия законов, регулирующих сходные правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетики, не применима.

На основании изложенного в целях разрешения обозначенных проблем целесообразно внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в частности, предусматривающих возмещение ГРО расходов по содержанию и эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей на период определения их судьбы в имущественном обороте. Также представляется целесообразной работа по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок оформления права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, а именно внесение изменений в пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на сокращение сроков признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газораспределительной системы.

В целом предложенные изменения законодательства Российской Федерации, устанавливающие возможность передачи бесхозяйных объектов газового хозяйства в собственность ГРО, позволят решить следующий ряд проблем:

1) обеспечение безопасности и бесперебойной подачи газа потребителям;

2) обеспечение целостности газораспределительной сети;

3) обеспечение возможности подключения новых потребителей к данным объектам;

4) сокращение количества бесхозяйных объектов газового хозяйства;

5) снижение административной и финансовой нагрузки на органы местного самоуправления в сфере реализации ими полномочий по признанию права собственности на бесхозяйное имущество, в частности, на объекты газового хозяйства.

Среди других, не менее актуальных проблем деятельности ГРО, можно отметить следующие:

1. В настоящее время подключение заявителей к сетям газораспределения в большинстве случаев связано с необходимостью строительства подводящих газопроводов до земельных участков, на которых располагаются или будут располагаться газифицируемые объекты капитального строительства. Такие газопроводы являются линейными объектами - сооружениями, возведение которых требует обязательного получения разрешения на строительство, поскольку они прямо не поименованы в перечне объектов, не требующих такого разрешения (ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - далее ГрК РФ). В свою очередь, из данной обязанности вытекает необходимость выполнения ряда иных процедур, таких как: проведение экспертизы проектной документации (ст.49 ГрК РФ) и прохождение государственного строительного надзора (ст.54 ГрК РФ). Указанные процедуры зачастую являются дорогостоящими, длительными и обременительными с точки зрения администрирования. В связи с этим соблюдение установленных для газораспределительных организаций предельных сроков подключения является объективно неисполнимым.

Вместе с тем, законодательством о промышленной безопасности установлены процедуры, обеспечивающие соблюдение требований безопасности и строительных норм и правил при возведении и эксплуатации опасных производственных объектов (к которым в том числе относятся и газопроводы). В частности, это: экспертиза промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, комиссионная приемка объектов, прохождение которых подтверждает возможность использовать газопроводы с необходимым уровнем надежности и безопасности.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 270327-7 "О внесении изменений в часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ", исключающий требование о получении разрешения на строительство в отношении строительства, реконструкции сетей газораспределения и газопотребления с проектным рабочим давлением до 0,6 МПа. Таким образом, исключение необходимости получения разрешения на строительство газопроводов позволит добиться значительного сокращения сроков и стоимости строительства.

2. Осуществление подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, помимо вышеуказанных административных процедур, также связано с проблематикой оформления прав землепользования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации газопроводов. В особенности эта проблема актуальна для случаев, когда трасса газопровода проходит по земельным участкам, находящимся в частной собственности физических или юридических лиц. Собственники зачастую устанавливают заранее неприемлемые или невыгодные условия землепользования (завышенная плата, условие подключить их объекты и т.п.) или немотивированно отказывают в предоставлении участка, что является для ГРО обстоятельством, затрудняющим или вовсе исключающим возможность газифицировать заявителя.

При этом сам срок оформления прав на земельные участки и строящиеся линейные объекты, вкупе с процедурами образования участков, их кадастрового учета и регистрации права, составляет более одного года. В то же время установленный в настоящее время минимальный срок подключения к сетям газораспределения составляет ровно один год. В этой ситуации у ГРО по объективным причинам отсутствует возможность произвести газификацию заявителя в необходимые сроки с соблюдением действующих градостроительных требований.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов", предусматривающий внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части порядка и особенностей установления публичных сервитутов в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации в том числе линейных объектов системы газоснабжения.

Данным законопроектом для решения существующих на практике проблем предлагается использовать подход, предусматривающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом приведенные в законопроекте предложения учитывают как публичные интересы в сфере газификации населения и предприятий, так и частные интересы землепользователей. При этом сервитут будет устанавливаться с учетом принципов платности, соразмерности и минимальности обременения для собственника, которому будут возмещены все причиненные убытки и оплачена стоимость сервитута и который при этом не лишится возможности осуществлять хозяйственную деятельность на участке.

Законопроект направлен на реальное сокращение сроков подключения и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов газоснабжения на условиях публичного сервитута. В частности, не будет необходимости в проведении кадастровых работ и регистрационных действий, изменении категории земель и видов разрешенного использования участков, изъятии и (или) предоставлении земельных участков.

Проблема поддержания технического состояния существующих распределительных сетей.

Необходимость осуществления технической эксплуатации газопроводов, в том числе бесхозяйных, обусловлена требованиями действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасной, безаварийной и бесперебойной подачи газа потребителям. В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как было отмечено выше, бремя содержания имущества лежит на его собственнике, которому принадлежат права пользования, владения и распоряжения имуществом.

Однако оформление распределительных газопроводов в собственность муниципальных образований не решает проблемы их технического состояния. Все эти газопроводы требуют текущего ремонта - покраски, ремонта опор и пр., но, как правило, в муниципальных образованиях отсутствуют средства для выполнения как технического обслуживания, так и текущего ремонта, а принятие таких объектов в собственность ГРО лишено экономической целесообразности.

Поддержание технического состояния существующих распределительных сетей на уровне, обеспечивающем безопасную эксплуатацию пожаро-, взрыво- опасных объектов, а также надежную и стабильную поставку газа потребителям, требует своевременного проведения комплексных работ по поддержанию технического состояния ранее построенных объектов системы газоснабжения и газификации и мероприятий по реконструкции системы газоснабжения в целях повышения надежности поставки газа в регионы. Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли России на период до 2030 г. установленные тарифы для ГРО не позволяют выполнять требуемые объемы работ по реконструкции и техническому перевооружению газораспределительных сетей. Из-за низких тарифов работники газораспределительных организаций получают самую низкую заработную плату в топливно-энергетическом комплексе, что порождает текучесть кадров и снижение уровня квалификации специалистов ГРО, в связи с чем остро стоит проблема кадрового обеспечения.

Правительству Российской Федерации:

1. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в части укрепления платежной дисциплины завершить работу по принятию нормативных правовых актов, утверждение которых необходимо для полноценной реализации норм Федерального закона от 03.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

2. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в части упрощения процедуры и создания благоприятных условий для потребителей при подключении к газораспределительным сетям рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 10 «Правил о недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии..», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861, предусмотрев исключение требования о предоставлении правоустанавливающих документов на земельные участки для заключения договора и получения технических условий на присоединение к электрическим сетям электроустановок проектируемых газопроводов.

3. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в части урегулирования проблемы бесхозяйных объектов газораспределения рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на сокращение сроков признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газораспределительной системы.

4. В целях совершенствования нормативно-правовой базы в части урегулирования проблемы самовольного подключения (врезку) к газопроводам рассмотреть возможность внесения изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливающие уголовную ответственность за факт самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам при условии, что данное деяние совершено неоднократно;

5. В целях привлечения независимых компаний к газификации регионов, повышения инвестиционной привлекательности рассмотреть возможность поэтапной ликвидации перекрёстного субсидирования при поставках природного газа в субъекты Российской Федерации в целях повышения инвестиционной привлекательности проектов газификации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- усилить контроль за исполнением обязательств по подготовке потребителей к приему газа в рамках реализации программ газификации регионов Российской Федерации ПАО «Газпром» и принять комплекс мер по ликвидации отставания в части выполнения обязательств регионов;

- принять меры по урегулированию просроченной задолженности потребителей субъекта Российской Федерации перед ПАО «Газпром» и его структурными подразделениями;

- разработать и утвердить комплекс стимулирующих мер, предусмотрев возможность снижения налоговой нагрузки на строящиеся и новые газораспределительные сети, отмены или снижения налога на имущество для таких сетей в целях привлечения независимых компаний к газификации регионов, повышения инвестиционной привлекательности.

-

ПАО «Газпром»:

Сформировать единые требования для включения объектов в инвестиционную программу ПАО «Газпром» на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года №903.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Комитету государственной Думы по энергетике:

В целях стимулирования темпов газификации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 313281-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», разработанного в целях определения полномочий, прав, обязанностей органов местного самоуправления при организации газоснабжения, обеспечив его принятие Государственной Думой в период весенней сессии 2018 года.

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым. Голосовать!

Москва, 5 июл - ИА сайт. Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым.

К. Молодцов отлично разбирается в теме, в газовой отрасли он с 1998 г.

Тезисы от К. Молодцова:

Со времен СССР исторически сложилось, что тогда у РФ коэффициент газификации был ниже 50%, а газ уходил, в основном, в Белоруссию и на Украину;

Программа газификации существует с 2004 г;

Задача в том, чтобы рынок газа для населения стал не рынком поставщика, а рынком потребителя;

Методологическая неточность в том, что федеральной программы газификации нет, а есть Программа газификации между Газпромом и регионами, в которой участвуют порядка 85 регионов;

Принятые в 3 м чтении поправки к Закону о газификации от 1999 г направлены на изменение этой ситуации;

В ФЗ уточнено понятие газификации, с другой - дана возможность муниципальным властям указывать на приоритеты газификации;

Есть сложности с подключением населения (в тч с разводкой внутри домов), работа по которым идет последние 3 года с Газпромом и др участниками рынка: по ценам, по ответственности исполнителей, работа с участниками рынка:

2 задачи, которые власти пытаются решить: сделать прозрачным ценообразование, убрать административные барьеры, а значит - сократить сроки подключения потребителей;

Нужно поменять принцип формирования бюджета, сейчас этим занимаются власти, а должна - газоснабжающая организация;

Задача газификации населенных пунктов, расположенных в створах магистральных газопроводов (МГП) высокого давления или рядом с уже существующими ГРС, должна решиться в течение 10-15 лет;

Мы не газифицируем сетевым газом все регионы РФ, к примеру, арктический регион. Там логичнее обеспечить автономную газификацию;

Целевой показатель газификации регионов РФ - 85% , это не самый большой %, но самый нуждающийся. Ранее он заявлял о том, что показатель на уровне 85% в среднем по России может быть достигнут к 2030-2032 гг.

Пока в РФ России уровень газификации составляет 68,1%.

Попытки граждан вложить свои деньги в газификацию успешны только на этапе вложения кровных денежек.

Нередко деньги вложены, СМР проведены, но газ не идет.

Уровень газификации - это тоже лакмусовая бумажка эффективности работы властей.

Денег то в стране собирается - ой, как много.

Многим кажется, что если и своровать немножко, то от страны не убудет.

На самом деле - убудет.

Денег должно было бы хватить и на газификацию отдаленных регионов, где газ нужен даже больше, чем в крупных мегаполисах.

В деревне - нет газа, топи дровами.

Тогда в г Д. Медведев даже предлагал проработать подключение независимых производителей газа к программе газификации.

В ноябре 2017 г правительство РФ решило принять поправки в ФЗ о газоснабжении регионов РФ.

В ноябре 2017 г К. Молодцов, выступая в рамках круглого стола Комитета ГД РФ по энергетике, поведал о том, что инвестиции в газификацию РФ до 2020 г оцениваются в 350 млрд руб.

Распоряжением № 2501-р от 11 ноября 2017 г правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на стимулирование темпов газификации регионов.

Наконец, 3 июля 2018 г ГД РФ приняла в 3 м, окончательном, чтении ФЗ, определяющий полномочия органов власти и местного самоуправления в важном деле газификации страны:

ФЗ уточнил понятие Газификация. Теперь, Газификация - это деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах ЖХК, промышленных и иных объектах;

ФЗ определил полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения:

  • подготовка населения к приему газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ,
  • согласование схем газоснабжения населения.

Развитие газификации регионов осуществляется на основании схем газоснабжения населения, порядок разработки и реализации которых устанавливается правительством.

Правительству РФ дано право утверждать методику расчета показателей газификации или определять орган власти, уполномоченный утверждать такую методику.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Осталось понять, как это повлияет на реальную газификацию в стране?

Достаточны ли действия властей по газификации регионов РФ?